19. 10. 29
posted by: Андрей Бабин
Просмотров: 803

Как глоток свежего воздуха...

В Русском театре прошла премьера «Старомодной комедии» по пьесе Алексея Арбузова (1975 год) в постановке уже знакомого таллиннским зрителям российского режиссера Александра Кладько. Давно не приходилось видеть театрального действа такой пронзительной чистоты и доброты.

Два часа на сцене блистают несравненные Лариса Саванкова и вернувшийся после восьмилетней паузы на подмостки родного театра Эдуард Томан. Два часа и улыбок, и смеха порой, и до боли щемящей грусти...

События происходят в санатории на Рижском взморье в 1968 году. Действующих лиц – двое. Лидия Васильевна – прибывшая по путевке из Москвы не первой молодости, но привлекательная дама, одинокая после развода с мужем. Родион Николаевич – главный врач санатория, немолодой мужчина, тоже одинокий, оставленный женой, как он поначалу объяснил Лидии Васильевне. Радуется только редким встречам с дочерью, которая в данный период живет в Японии с мужем, работником советского торгпредства.

Потом выяснится, каким образом жена оставила его с еще маленькой дочкой – погибла на войне. Она была хирургом, как и Родион Николаевич, тоже воевавший, но на другом фронте.

Вот почему он, старый ленинградец, переехал в Латвию – чтобы каждый день класть цветы к братской могиле, где среди фамилий других воинов высечено имя и его жены, майора медицинской службы Нины Семеновой, погибшей на балтийском берегу в 1944 году. В тот же день, когда 75 лет спустя состоялась премьера «Старомодной комедии» в таллиннском Русском театре, – 25 октября...

А у Лидии Васильевны сын, рожденный в юности в первом браке, погиб в 18 лет в самом конце войны, убитый свинцовой пулей. И когда уже в мирное время она услышала в театре, где работала актрисой, бутафорскую стрельбу, такое притворство ей стало невыносимым.

Она покинула театр. И оказалась в цирке, выйдя замуж за известного циркового артиста, с которым они даже совместный номер сделали. Но тот ушел к более молодой женщине, тоже работавшей в этом номере, что, впрочем, как уверяет Лидия Васильевна, не помешало ей сохранить хорошие отношения с бывшим мужем. А в цирке она осталась, работает кассиршей.

Во втором отделении герои обменялись репликами вроде бы не самыми важными в плане развития сюжета, но момент примечательный. Смысл в том, что, по словам Лидии Васильевны, в хорошем цирке зрителя гарантированно ждет настоящая радость, восторг, восхищение (кстати, практически так же говорили мне о своем любимом искусстве отдельно друг от друга знакомые бывшие артисты Московского цирка, акробат и жонглер), а в театре – неизвестно, на что нарвешься. На что герой Эдуарда Томана, немного отойдя от оригинала пьесы, отвечает: «С этим не поспоришь».

Действительно, нынче идешь в театр – и боишься попасть на такую режиссерскую интерпретацию, что только пожалеешь о потерянном времени и деньгах.

Однако и театр может вызывать радость, восторг, восхищение. Как, например, представленная нам версия «Старомодной комедии».

Разумеется, и в ней не обошлось без режиссерских ходов. Но ходы эти деликатны и уместны. Они не коверкают пьесу, а только дополняют ее. В результате получилась постановка – как глоток свежего воздуха в порой удушающей атмосфере сомнительных современных театральных экспериментов. Островок чистых человеческих чувств в нашем мире, полном агрессии, жестокости, жадности, цинизма, лицемерия.

Что, например, дополняет пьесу? Когда главный врач упрекает Лидию Васильевну в том, что та на рассвете читает стихи, не давая спать соседям, одно из этих стихотворений в спектакле звучит. И как звучит! Когда в абсолютной тишине, стоящей в заполненном до отказа зале, Лариса Саванкова читает «С любимыми не расставайтесь» – это запомнится надолго. А через некоторое время – то же самое, когда уже Эдуард Томан, от имени своего героя отвечая на какую-то реплику Лидии Васильевны, декламирует «Все начинается с любви» Роберта Рождественского.

Опять же очень к месту действо на сцене сопровождают кадры из советской киноклассики – от «Операции Ы...» и «Кавказской пленницы» до «Летят журавли» и «Трех тополей на Плющихе». Звучат и песни, выворачивающие душу наизнанку, – «Опустела без тебя земля», «Журавли»...

Собственно, еще задолго до начала спектакля зрители погружаются в атмосферу того старого доброго времени, когда происходит «Старомодная комедия»: в центре большого экрана молодые Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина и другие поэты читают свои стихи, а на четырех малых экранах мелькают кадры из замечательных старых советских фильмов. Об этом времени напоминает и остроумный ностальгический «занавес», закрывающий сцену во время антракта – таблица настройки изображения черно-белых телевизоров.

Ну, и финал прекрасен: он и она, нашедшие друг друга, поют под гитару в руках Эдуарда Томана нестареющую песню Юрия Визбора «Милая моя, солнышко лесное», и многие в зале, конечно, подпевают.

Естественно, спектакль стал плодом работы большой команды. Как и любой другой, но в данном случае это обстоятельство подчеркнуто опять-таки с любовью ко всем, кто внес свой вклад: когда на экране пошли титры с фамилиями многочисленных создателей спектакля, первыми названы машинисты сцены, а режиссер-постановщик указан последним.

Всем – огромная благодарность. А руководству Русского театра и скромное пожелание. Мы понимаем, что в репертуаре должны быть постановки разного характера. Но все-таки хотелось бы, чтобы спектакли, подобные «Старомодной комедии», ставились немного чаще.