23. 01. 26
posted by: Андрей Бабин
Просмотров: 217

Читая Книгу памяти "Блокада…"

Сегодня, 18 января 2023 года, прошло 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Тогда была пробита узкая полоса в кольце окружения. Полного снятия блокады город и страна ждали еще год, до 27 января следующего, 1944 года.

И 18 же января был день рождения моего прадеда, Георгия Карловича. Но он не мог его отметить в этот радостный, хоть и со слезами на глазах, день: умер в январе предыдущего, 1942 года.

Георгий Карлович Лейман и его семья – это одна из тысяч нитей, не одно столетие неразрывно связывающих Эстонию и прекрасный город на Неве.

Уроженец Гапсальского уезда Эстляндии (ныне уезд Ляэнемаа), из бедной семьи, он в 11 лет с матерью (отец уже умер) уехал в Санкт-Петербург в поисках лучшей доли. А в результате стал уважаемым, известным в городе человеком, 20.09.1933 г. ему присвоено звание Герой труда.  (Звание Герой Социалистического Труда учреждено 27.12.1938 г.)

Бурную революционную деятельность члена партии большевиков с 1900 года Г. К. Леймана, выполнявшего, в том числе, прямые поручения В. И. Ленина, оставим здесь в стороне – это тема для отдельного рассказа, основанного на архивных документах. А вот

как писали о нем в газете «Ленинградский рабочий» (29.03.1985 г.) в рубрике «Первые Герои труда»:

«В 1931 году в журнале «Ударник» было опубликовано заявление-обязательство мастера инструментального цеха завода «Знамя труда» Г. К. Леймана. Из заявления видно, что выдающийся рационализатор Ленинграда передал в фонд заводского «ДИП» свои премии, полученные за двадцать ценных рацпредложений. Их внедрение позволило увеличить выпуск манометров и стальной арматуры.

В развернувшемся в те годы движении «ДИП» (догнать и перегнать передовые капиталистические страны) активное участие приняли рабочие и специалисты завода «Знамя труда». В их числе был и мастер Г. К. Лейман.

Выходец из рабочей семьи, он уже в юношеские годы в совершенстве овладел слесарным делом. С 1912 по 1919 год он работал разметчиком на Металлическом заводе. Был участником Гражданской войны – служил шофером-механиком в 7-й армии.

Вернувшись после демобилизации в Петроград. Поступил в 1922 году на завод «Знамя труда» мастером в инструментальный цех. Здесь раскрылся талант опытнейшего слесаря-разметчика, человека пытливой мысли, настойчивого в достижении цели.

Один из учеников Георгия Карловича, бывший слесарь-механик инструментального цеха, участник обороны Ленинграда В. А. Шалковский так отзывается о своем наставнике: «Это был неутомимый рационализатор и прекрасный организатор. Знали мы Георгия Карловича и как человека щедрой души. В совершенстве освоивший технику, оборудование,  Георгий Карлович создал немало приспособлений, оснастки для выпуска инструмента, успешно модернизировал станочный парк. Цех усилиями Леймана наладил изготовление трехкулачковых патронов для токарных станков, благодаря чему стало возможно отказаться от дорогостоящей импортной продукции».

В своих воспоминаниях о Г. К. Леймане старый большевик, работавший в 20-х годах слесарем инструментального цеха на заводе «Знамя труда», бывший первый секретарь Ленинградского обкома КПСС И. В. Спиридонов пишет: «Не было в цехе человека, который не пользовался бы советами Георгия Карловича, как лучше и быстрее сделать ту или иную сложную работу….»

(…) На мемориальной доске в память о погибших в годы Великой Отечественной войны и блокады работниках завода «Знамя труда», третьим снизу указано имя замечательного человека и мастера своего дела Г. К. Леймана».

Акционерное общество «Завод малых серий «Знамя труда» – такое сейчас  полное название этого предприятия, отмечающего в 2023 году свое 145-летие («Знамя труда» - с 1922 г.) Одно из ведущих в России предприятий по производству арматуры для теплоэнергетики, АЭС, химической, нефтяной и газовой промышленности, как написано у них на сайте. (Интересно, что генеральный директор предприятия такого профиля – женщина, причем молодая, судя по фотографии.)

Жена прадеда, Женни-Марие Хенриете Петровна (так по документам, в жизни просто Евгения Петровна), уроженка Усть-Нарвы, тоже умерла в январе 1942 года. Покоятся оба на Серафимовском. Может, в один день умерли? Точная дата неизвестна. Других родственников в те дни рядом не было. Кто где был, одна из дочерей, например, в плену в Германии.

А в Книге памяти «Блокада 1941-1944. Ленинград» (т. 17) наряду с другими данными (год рождения, место жительства, место захоронения), как и у всех там, указан только месяц и год смерти (вернее, у большинства – у некоторых неизвестен и месяц).

Всего с 1998 по 2006 год издано 35 томов Книги памяти. Они содержат сведения о 631 118 жителях Ленинграда, погибших и умерших в черте города за 872 дня блокады. Конечно, это далеко не полный список.  Погибших и умерших намного больше, но точное число никто не знает.

Всего в 17-м томе указаны 18 человек по фамилии Лейман. Вообще в этой ленинградской Книге-реквиеме немало переплетений с Эстонией, судя по фамилиям. Например, фамилия действующего эстонского премьер-министра упоминается в ней 8 раз. Президента – 3 раза. У 5 человек такая же фамилия, как у председателя Таллиннского горсобрания, которое единогласно принял решение о разрыве отношений с Санкт-Петербургом.

Людей, скажем, по фамилии Лаур – 11. Ильвес – 15, Саар – 17, Сепп – 20, Томсон – 20, Тамм – 25. И так далее.

И ведь это не просто список фамилий. Например, при ближайшем рассмотрении выясняем, что из тех же 8 человек по фамилии Каллас, однофамильцев или родственников нашего премьер-министра, трое – дети. Из троих двое – брат и сестра (у них одинаковые отчества и домашний адрес), Генрих и Евгения, 1931 и 1926 г. р. Дата смерти у обоих – март 1942. Значит, некая семья Каллас за один месяц (а может, за одну неделю, а может, за один день) потеряла сына и дочь, умерших, очевидно, от голода, которым было 10 или 11 и 15 или 16 лет.

Полина Каллас родилась в 1940 году, а дата смерти – 1941 (месяц не указан, но если она в этой Книге, значит, умерла уже во время блокады). Много детей умерло. Тысячи…

Казалось бы, лаконичные скупые строки. Но если вчитываться, за ними открываются реальные трагедии в конкретных семьях.

И в январе же родился первый прапраправнук Георгия Карловича и Женни-Марие Хенриеты Петровны. Сейчас их уже пятеро: Егор, Александр, Андрей, Агата, а самый маленький – опять Георгий. Как поется в одной песне, известной, в том числе, в исполнении родившегося в Петрограде эстонского певца Георга Карловича Отса: «Будут дети потом, все опять повторится сначала».

Хочется верить, что прекрасный город-герой на Неве будет для них таким же любимым, как и родной Таллинн. А прапрапрадед и прапрапрабабушка не исчезнут бесследно в глубине ушедших лет, а будут дорогими и близкими людьми.