23. 02. 25
posted by: Андрей Бабин
Просмотров: 116

Год войны на Украине: грустные итоги для Эстонии

Специальная военная операция России на Украине, начатая 24 февраля 2022 года, и быстро переросшая в полномасштабную войну, все еще продолжается и неизвестно когда закончится. Но уже можно констатировать, что события эти оказали негативное влияние на Эстонию. На ее имидж, крайне неприглядный сегодня.

Образ официальной Эстонии и прежде, скажем так, не всегда отличался особым благородством и благоразумием, но за минувший год все то, что и раньше не украшало государство, явлено в каком-то гипертрофированном виде.

Начиная с первых дней событий, когда так называемая журналистика и политики стали плоско, примитивно, тупо вдалбливать населению, как Путин напал на свободолюбивую Украину, желая ее оккупировать. Вот уже год это продолжается ежедневно.

Напал – и точка

И никто почему-то не обращает внимания на лавинообразную стремительность событий накануне 24.02.22. Признание Москвой Донецкой и Луганской народных республик, самопровозглашенных почти за 8 лет до этого (потому что жители этих областей не признали незаконную власть, которая стала управлять страной в результате государственного переворота, и навязываемые ею порядки). Подписание договоров ДНР и ЛНР с РФ о сотрудничестве и взаимопомощи. Обращение республик к России с просьбой об оказании военной помощи. Немедленное выполнение этой просьбы. И все это в течение буквально двух-трех дней. После семи лет переливания политиками из пустого в порожнее в то время, как истерзанный Донбасс подвергался  и обстрелам со стороны украинской армии, и  удушению блокадами, лишая людей самого необходимого. И все росло количество жертв…

Можно ведь хотя бы предположить, что чем-то ведь объясняется эта стремительность событий перед 24.02.22? Что-то ведь, наверное, скрывается за этим? Нет, твердят нам, ничего там не скрывается кроме желания Путина оккупировать Украину. Просто ему так приспичило ее оккупировать, так бесил его «демократический и европейский» выбор Украины, что и дня уже терпеть не мог. Поэтому и напал. Точка.

Других версий в стране быть не должно. Некоторые граждане уже поплатились увольнением с работы за неаккуратные высказывания, не совсем совпадающие со спущенным сверху «правильным» пониманием событий. А некоторые или даже многие поплатились депортацией из страны.

Одного гражданина выгнали из его партии за то, что попытался донести вроде бы не самую крамольную  мысль: мир не черно-белый, он сложный, любое событие, в том числе данный конфликт, надо рассматривать объемно, в совокупности всех факторов.

Нет, дали понять этому гражданину и всем нам, не надо никакой объемности. Плоско надо. Как недавно в своем очередном мнении об украинских событиях отчеканил один русскоязычный журналист: «Одна страна в центре Европы напала на другую. Точка». Вот правильный подход с точки зрения государства. Напала – и точка. Агрессивная – на свободолюбивую. Это все, что мы должны об этом знать.

Вот и досмеялись…

Лишних вопросов, видимо,  тоже нельзя задавать, но мы все-таки осмелимся. Например, почему те, кто тоннами вываливает проклятия на Путина и восхваляет Зеленского, героически защищающего цивилизованный мир от нашествия варваров с востока, ни разу не задались вопросом: «Почему же этот герой так и не выполнил Минские соглашения, направленные на мирное урегулирование конфликта на Донбассе?» Не говоря уже о том, что разрешить конфликт мирным способом было его главным предвыборным обещанием. Бог с ним, с обещанием – он не первый и не последний политик, кто их не выполняет. Но договор-то, утвержденный и подписанный представителями заинтересованных сторон?! Кстати, документ доступен в интернете, каждый при желании может посмотреть, что надо было сделать для установления мира на Донбассе, всего-то 13 пунктов. Его же надо было выполнять? Или мы чего-то не понимаем?  

Почему Путин, который годами беспрерывно призывал к выполнению соглашений (у всех, кто следил за этой повесткой, в ушах навязло это постоянно повторявшееся путинское «альтернативы Минским соглашениям нет») – сегодня мировой злодей, исчадие ада, военный преступник, которого ждет международный трибунал? А те, кто положил с прибором на соглашения (и сейчас цинично один за другим признают, что и не собирались выполнять) – защитники и лидеры цивилизованного демократического мира?

А раз они (Порошенко,  Зеленский, а также Меркель и Олланд, тогдашние лидеры Германии и Франции – стран-гарантов соглашений) с самого начала знали, что не будут их выполнять, то, наверное, просто посмеивались над Путиным с этим его бесконечным «альтернативы Минским соглашениям нет», одновременно нагнетая напряженность в зоне конфликта.  

Иногда даже не скрывая этого. Недавно опубликовали видео фрагмента пресс-конференции в Париже после заседания «Нормандского формата» (еще один оказавшийся бесполезным механизм урегулирования конфликта). Президент Украины Зеленский корчит физиономии и ухмыляется в то время, когда сидящий через два человека слева от него президент России Путин в очередной раз призывает к мирному урегулированию конфликта на востоке Украины.

Вот и досмеялись. До того, что «альтернативой» стала  трагедия двух близких народов. Гибель тысяч людей (и этот скорбный счет продолжает множиться), разрушенные города и поселки…

Путина надо победить!

Интересно, те, кто сейчас  проклинает «агрессора» Путина, хоть раз задумались о том, что, если бы Минские соглашения были выполнены, история с большой долей вероятности могла пойти совсем иначе?

Не встречались такие предположения. Из всех утюгов каждый день только о том, какое это чудовище – Путин. Только о том, что надо обязательно его победить. И с каждым днем градус ненависти все выше. Надо победить не просто в текущей войне. С Россией вообще следует покончить, расчленить ее на множество «нормальных» государств (уже даже предложено число этих потенциальных будущих стран – 34).

И даже это еще не все. Как требует наша премьер-министр Кая Каллас, надо обязательно изменить менталитет всех жителей пока еще целостной России так, чтобы никогда у них больше не возникло желания угрожать цивилизованному миру, посягать на миропорядок, основанный на правилах.

Но пока этого добиться не удалось, нашу бедную Каю Каллас, наверное, в холодный пот бросает от одной только допущенной на мгновение мысли, что станет реальностью тот миропорядок, к которому призывает этот безумец Путин. А именно: все страны  равны и уважаемы, все имеют право на свое самобытное существование и развитие, всем гарантирована равная и неделимая безопасность. Нет в мире какого-то одного государства, присвоившего себе исключительное право вмешиваться во внутренние дела других стран…

Этот же ужас какой-то, чего он хочет. Поэтому Путина надо обязательно победить. Поэтому – слава Украине! Героям украинским слава! Которые каждый день кладут сотни жизней ради того, чтобы любимая Америка сохранила роль мирового гегемона, право сеять хаос везде, где считает нужным, нести народам и странам смерть и разруху, взрывать неугодные газопроводы…  Эти ведь правила миропорядка имеет в виду Кая Каллас? А других и не было в последние тридцать лет.

То, что Эстония приветствует такие правила, красноречиво подтверждает наш министр иностранных дел Урмас Рейнсалу, который, наверное, стал первым в истории политиком, министром, публично поздравившим террористов с удачным террористическим актом (на Крымском мосту), повлекшим не только частичное разрушение объекта, но и гибель ни в чем не повинных людей.

Истерят все

Наряду с безграничным  цинизмом – массовая истерия, накрывшая Эстонию. Довольно странное сочетание. Но как уж есть:  официальная Эстония за этот год превратилась в какую-то истеричку.

Истерят все – чиновники, политики, представители общественности, даже военные в звании генералов.

И это притом, что имеет место вооруженный конфликт третьей страны с третьей по отношению к Эстонии. Ведь так же? Да, все говорят, что на самом деле то, что мы наблюдаем, – это противостояние России с Западом вообще, только на территории Украины. Но это интерпретация. Нам же каждый день твердят, что Россия напала на Украину. То есть на страну, которая не входит ни в ЕС, ни в НАТО.

Так в чем дело? Если государство в силу, скажем, собственных решений и  обязательств перед партнерами поддерживает в этом конфликте Украину, то пусть поддерживает. Правда, у нас есть пара пожеланий, хотя и запоздалых. Во-первых, поддержку ограничить гуманитарной помощью, возможно, и материальной. Но не прямыми военными поставками. Каждая предоставленная Украине единица вооружения затягивает конфликт и может увеличить количество жертв. Причем совсем не обязательно на той стороне, поражения которой ждет и желает официальная Эстония.

Во-вторых, любую поддержку  желательно оказывать спокойно, сдержанно, без этих истерических воплей. Стыдно же, господа, так себя вести. Это пожелание относится и к общественности, к организаторам всякого рода акций.

Если бы Путин знал…

Истерия, как мы понимаем, отчасти объясняется вот чем. Это, мол, сегодня Россия ведет агрессивную войну на Украине. А завтра она может напасть на кого угодно! Потому что это Россия! Потому что ею правит Путин! Как указывают люди поумнее автора этих строк, Россия представляет для всех «экзистенциальную угрозу».

Опасность усугубляется тем, что Путину без разницы, на кого нападать. Так утверждает президент Эстонской Республики Алар Карис. Все твердят о необходимости укреплять обороноспособность страны.  Вот как обосновал эту необходимость президент в передаче Välistund на Vikerraadio (цитата по одному из печатных изданий):

«Чтобы не подвергнуться нападению, мы должны быть на таком уровне нашей обороноспособности, чтобы исчезло это желание напасть на нас. Если бы Путин знал, что Украина окажет такое сопротивление, он отложил бы эту войну или попробовал свои силы где-нибудь в другом месте…»

Значит, Путин, по сведениям нашего президента, кусает локти от досады из-за того, что неудачно выбрал страну для нападения. Упертая такая оказалась. Надо было «пробовать свои силы» в другом месте.

И без того запуганный эстонский обыватель, послушав главу государства, сразу живо представляет, как злой Путин сидит у себя в Кремле, склонившись над картой мира, и только и думает: на кого бы следующего напасть? Кого бы  оккупировать? Желательно,  чтобы на этот раз особо не сопротивлялись. И ведь однажды он может ткнуть пальцем на своей карте в нашу Эстонию! Это какой же должна быть наша обороноспособность, чтобы Путину с его ужасающей военной машиной стремно было бы нападать на Эстонию?! Чтобы он вместо нас напал на кого-нибудь другого, если ему без разницы, как утверждает наш президент.

Право на личное мнение

И президент, и все правящие политики могут, конечно, пребывать в плену своего явно воспаленного воображения. Но беда в том, что воспаленное воображение формирует позицию правительства, с которой, дают нам понять, должны быть солидарны все. А это неправильно. Это называется тоталитаризмом.

Простых людей надо оставить в покое. Они имеют право на свои личные мнения и убеждения, гарантированное статьей 41 Конституции ЭР: «Каждый вправе сохранять верность своим мнениям и убеждениям. Никого нельзя принуждать изменить их. Убеждения человека не могут служить оправданием правонарушения. Никто не может быть привлечен к юридической ответственности за свои убеждения».

Причем в отличие от некоторых других статей Конституции, в этой нет уточнения «Если законом не установлено иное». Значит, нет такого закона, на основании которого при каких-то особых обстоятельствах (например, российско-украинской войны) право жителей Эстонии на личные мнения и убеждения может быть ограничено.

Из этого следует, что если, к примеру, сотрудник полиции высказал коллеге личное мнение, что Украина, возможно, сама немножко виновата в том, что на ее земле идет война, то это означает только то, что, по мнению этого конкретного человека (на которое он имеет право согласно Конституции), Украина, возможно, сама немножко виновата. И ничего больше.

А между тем этот сотрудник, а также еще несколько его коллег, заподозренных в пророссийских настроениях, уволены с такой по смыслу формулировкой: «Подорвали доверие к эстонской полиции».

А ранее из частной фирмы была уволена сотрудница за реплику в социальной сети, также не совпадающую с «генеральной линией» касательно войны на Украине. С той же формулировкой: «Подорвала доверие к фирме». Оба этих случая – явные проявления тоталитаризма. Автор узнал о них из средств массовой информации. Может, были еще подобные.

Комично и грустно

Если группа бывших и действующих эстонских футболистов встретилась с коллегой «по цеху», и один из них выставил фотографию с этой встречи в социальной сети, то это просто дружеская встреча и просто фотка, какие выкладываются в этой сети сотнями.

Раздутый на ровном месте скандал, из-за того что эстонские футболисты встретились с тренером  национальной команды «страны-агрессора» (гражданин ЭР по рождению, он поэтому имел возможность приехать на родину) выглядел одновременно комично и грустно. Тот факт, что на него отреагировали  министр культуры (!) и премьер-министр (!!!) – комичен и печален одновременно.

Реакция группы действующих футболистов не комична – просто печальная и разочаровывающая. Вместо того, чтобы поставить всех на место, включая министра и премьер-министра, как-то так примерно: «Мы, свободные граждане свободной страны, с кем хотим, с тем встречаемся, и не надо нам указывать, с кем можно, а с кем нет», выступили с какими-то жалкими оправданиями.

Правда, мы не знаем подоплеки. Может, им сказали: «Или публикуете  покаянное заявление, или двери в сборную команду для вас закрыты». Если так, то люди сделали свой выбор. Люди всегда делают выбор – так было, есть и будет в жизни во все времена. Для кого-то в минуту выбора в приоритете чувство собственного достоинства, для кого-то – другие ценности. 

Стоит напомнить, что скандал инициировали молодые, скорее всего, люди из союза болельщиков, обнаружившие «порочащую» наших футболистов фотографию.

Эта история напомнила схожий эпизод, имевший место в далеком 1980 году. Один из ведущих советских спортивных журналистов Анатолий Коршунов на зимней Олимпиаде в Лэйк-Плэсиде (США) тоже был замечен рядом с человеком, к которому сознательным советским гражданам нельзя было приближаться, – каким-то диссидентом. Только не на фотографии был замечен, а реально.

И этого оказалось достаточно, чтобы известного журналиста, большую часть работы которого составляли зарубежные командировки, сделать невыездным. Может, если бы он, подобно нашим футболистам, покаялся, его бы простили. Впрочем, зная характер Анатолия Михайловича, представить такое невозможно.

Подобных эпизодов в советской действительности, наверное, было немало, просто Коршунова я хорошо знал лично, поэтому этот случай сразу вспомнился.

Так чем отличаются те бдительные граждане из тоталитарного СССР, доложившие «куда надо» о несознательном поведении журналиста, от бдительных молодых людей из союза болельщиков в демократической Эстонии более сорока лет спустя, поднявших вопрос о несознательном поведении футболистов?

А ведь принципиально – ничем не отличаются. И это поразительно. Единственное, что можно сказать в оправдание этих молодых людей, – они поддались антироссийской и антирусской истерии, нагнетаемой с самого верха.

И всем будет хорошо

Грустная ирония состоит в том, что официальная Эстония, исходящая ненавистью ко всему советскому в собственной же истории, даже не замечает, как стремительно за последний год перенимает все худшее, что было в советском строе. Не замечает явных признаков тоталитаризма в сегодняшней эстонской действительности.

Вот еще аналогия. Из СССР высылали всякого рода «отщепенцев», как известных людей, так и не очень, – и из демократической Эстонии  депортируют людей, якобы представляющих угрозу безопасности государству. Еще в мае прошлого года видел в каком-то издании информацию, что после 24 февраля из Эстонии выслано 85 человек. Какова на сегодня эта цифра?

Это не новое явление. В 1990-е годы тоже принимались решения о депортации неблагонадежных с точки зрения государства граждан РФ. Хотя  таких решений было не так много, как за один только минувший год.

Интересы одного из жителей Эстонии, подлежащего по решению правительства депортации, представлял известный российский адвокат-правозащитник из Санкт-Петербурга Юрий Шмидт. Между прочим, будущий на тот момент адвокат Ходорковского, и сам лично как гражданин настроенный оппозиционно по отношению к российской власти. Так вот он так сказал в 1997 году в Таллинне: «Что-то прогнило в вашей республике. Если здесь позволяют себе щелчком пальца выдворить семью за пределы страны, если национальные амбиции тут выше прав и достоинства отдельного человека, то это не что иное, как проявление тоталитаризма в самом мрачном его варианте. Говорю об этом с болью в сердце…»

Так он сказал на основании только самого факта, редкого на тот период в Эстонии, что человека за какое-то высказывание, в котором власти усмотрели угрозу безопасности Эстонской Республике, решено депортировать. Притом, что по форме все выглядело корректно. Получив решение о депортации, человек имел возможность обжаловать его в суде, мог нанять российского адвоката. И в итоге добиться отмены этого решения на основании вердикта суда. Было как минимум два таких  судебных дела, о которых я сам писал в газете.

На фоне сегодняшней действительности кажется, будто это было на какой-то другой планете. Но нет, здесь же, в Эстонии, в 1990-е годы.

Если даже тогда Юрий  Шмидт видел «проявление тоталитаризма в самом мрачном варианте» только на основании решения о депортации одной семьи по явно надуманным причинам,  интересно, какими словами, будь Юрий Маркович жив сегодня, он охарактеризовал бы происходящее в нашей стране сегодня? Когда людей одного за другим просто вышвыривают из страны, ломая им жизнь, разлучая с семьями? По крайней мере, судя по тем случаям, которые получили огласку.

При этом почему-то нет сомнений, что как и в тех упомянутых выше случаях, так и нынешние решения о депортации жителей Эстонии в независимом суде были бы признаны безосновательными.

В заключение позволим себе несколько добрых пожеланий нашим правящим политикам.

Господа, постарайтесь быть спокойнее, сдержаннее,  прекратить эту истерию, близкую к безумию, как кажется со стороны.

Постарайтесь быть менее серьезными. В своей серьезности вы бываете иногда комичны, как ни парадоксально, только это совсем не смешно. Но это не самое неприятное. Вы бываете циничными и лицемерными – это гораздо хуже.  

Попробуйте взглянуть на свой народ каким-то свежим взглядом, что ли. Поверьте, все живущие здесь люди, независимо от гражданства, национальности, родного языка желают Эстонии только добра. Все, в том числе те, кто защищает памятники советским воинам, организовывает шествия Бессмертного полка. И даже, представьте себе, те, кто думает иначе, чем вы, по поводу украинских событий.

Почему бы не попробовать  положить в основу своей политики – и внутренней, и внешней – человечность и доброжелательность? Это же не так трудно.

И тогда всем будет хорошо.