25. 07. 09
posted by: Андрей Бабин
Просмотров: 4

Эти незабываемые двенадцать минут

Прошел очередной, XXVIII Певческий праздник. Как всегда в такие дни, всплывают воспоминания о собственном участии в этом празднике. Сколько бы лет от него не отделяло.  

Мне посчастливилось быть участником XIX Певческого праздника в 1980 году, то есть на сегодня уже 45 лет назад.

Внутреннее влечение к пению, возникшее еще в детстве (правда, подавленное более сильным влечением к спорту, но все-таки сохранявшееся) однажды побудило меня, уже взрослого человека,  зайти в клуб «Маяк» и заявить о желании петь в смешанном хоре этого клуба. По итогам пары вокальных упражнений и чего-то спетого на свое усмотрение, в хор я был принят.

Правда, в силу некоторых обстоятельств недолго продолжалась эта практика, лишь пару лет. И как раз на эту пару лет выпал XIX Певческий праздник, проходивший 5-6 июля 1980 года. Естественно, наш хор в нем участвовал.  В числе 76 русских хоров.

Еще немного статистики о данном Певческом празднике: 140 смешанных хоров, 115 детских, 95 женских, 41 мужской, 90 духовых оркестров, 27680 участников.

Участники были и из-за пределов Эстонии: из Москвы, Ленинграда, Пскова, Мурманска, Киева, из Латвии и Литвы, из венгерского Сольнока, побратима Таллинна.  Почетным гостем праздника был (и выступил с небольшой речью) летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Анатолий Филипченко.

Правда, наше участие в празднике процентов на 90  состояло в шествии в составе огромной колонны участников – впрочем, это тоже было достаточно впечатляюще. Само же выступление в составе Русского сводного хора длилось 12 минут.

И, тем не менее, каждый раз, бывая на Певческом поле, вспоминаю: вон там я стоял, в самом центре, у левого верхнего края проема, через который можно попасть на эстраду изнутри.

А хор у нас был солидный. Если в него вошли все 76 русских хоров, а в каждом, допустим, хотя бы по 25-30 человек, то порядка двух тысяч певцов было в нашем хоре.

Дирижировал сводным коллективом Джон Гербертович Тунгал – очень авторитетный дирижер и педагог, основатель (вместе с дочерью Ольгой Тунгал) и руководитель в течение многих лет Русской хоровой капеллы.

За 12 минут мы успели спеть 5 песен. Три из них хорошо помнятся: эстонская народная «Вийре Такка», белорусская народная «Бульба» и песня «Крейсер «Аврора». Последняя вроде бы о символе Великой Октябрьской социалистической революции, но это скорее лирическая песня, с очень красивой мелодией замечательного композитора Владимира Шаинского, автора многих песен-шлягеров. Это же можно сказать и об авторе слов Михаиле Матусовском.

А какие были остальные две песни? Ведь их точно было пять. Не вспомнить. Пришлось найти программу XIX Певческого праздника. Забылись первая и пятая песни.

Указанное в программе эстонское название первой песни (с пометкой «революционная песня») ни о чем не напомнило.  Автор слов – Александр Безыменский. Автор музыки не указан. Сказано только, что обработка Джона Тунгала. Небольшое расследование показало, что, очевидно, имеется в виду песня «Комсофлотская» (поэт Безыменский соединил в одном слове два – комсомол и флот). Автор музыки не указан, потому что использована уже существующая мелодия – какой-то польской революционной песни. Однако и название «Комсорфлотская» ни о чем не говорит.

В отличие от поэта Безыменского, авторы пятой песни куда более известны: композитор Арно Бабаджанян и поэт Андрей Дементьев. Сколько чудесной музыки – от балетов до популярнейших эстрадных песен – сочинил первый, и сколько хороших стихов было у второго! Но какую, оказывается, пели мы песню, созданную этим творческим дуэтом талантливых людей! Название такое – «Верны мы делу Ленина».

Нетрудно догадаться, какой там примерно текст, но все-таки, ради любопытства, нашел слова. Припев знаменитый поэт Андрей Дементьев сочинил такой:

«Клянемся нашей Партии

Идти за ней уверенно,

Трудом своим и мыслями

Верны мы делу Ленина».

Ах, да, в том году ведь было еще и 110 лет со дня рождения В. И. Ленина. Видимо, по случаю этой даты включили в наш репертуар эту песню. А  «Комсофлотскую» – потому что Таллинн город военно-морской и с революционными традициями.

С этим, будем считать, разобрались. Но мы точно пели эти две песни? Раз написано в программе, то да. И, тем не менее, в памяти ничего не шевельнулось. Абсолютно ничего. Глухо. Как будто выскоблены эти две песни из памяти. Просто удивительно.

Почему же другие три песни так хорошо помнятся? Одну из них хоть сейчас, 45 лет спустя, могу напеть, как минимум, первый куплет:

«Дремлет притихший северный город,

Низкое небо над головой,

Что тебе снится, крейсер «Аврора»,

В час, когда утро встает над Невой?»

И еще раз, четко помню, надо повторить последние две строки.

Да бог с ними, с теми двумя песнями. Зато навсегда запомнилось другое – невероятное ощущение, испытанное  в те двенадцать минут, в течение которых, как казалось, не было людей роднее, чем участники нашего двухтысячного хора. Все разные люди по характеру, темперамента, привычкам. По голосам. Но дирижеры расставили всех так, как надо для лучшего звучания. Они же разбираются в этом.

Каждый из нас вел свою партию – как учили. Вовремя вступить, вовремя умолкнуть. В таком-то месте – громче, в таком-то – мягче.

А все вместе, сообща, мы создавали нашу общую песню. Она поднималась ввысь и летела куда-то вдаль...