25. 08. 12
posted by: Андрей Бабин
Просмотров: 55

Почему нас не посадили в тюрьму?

Дата 24.02.2022 затмила другую – 08.08.2008. И, соответственно, «специальная военная операция» России на Украине – «операцию по принуждению к миру» Грузии, предпринятую Россией же. Но последняя не забыта.

Прошло ровно 17 лет с тех пор, как 8 августа началась, а уже 12-го закончилась короткая российско-грузинская война на территории Южной Осетии, но и за эти пять дней принёсшая много горя местным жителям (в чём автору довелось лично убедиться).

Странно, но сейчас эта война вспоминается ещё и в связи с делом Айво Петерсона – лидера партии и общественного движения KOOS ("Вместе"), обвиняемого в тяжких преступлениях против Эстонской Республики и заслуживающего, по мнению прокурора, 17 лет лишения свободы. Но пока вот уже почти два с половиной года (!) он, как и другие подсудимые по этому делу, находится в тюрьме без приговора – вероятно, редчайший, если не беспрецедентный, случай в истории эстонской юриспруденции.

Особый случай?

Насколько известно, один из пунктов обвинения против Петерсона состоит в том, что он посетил Донецкую Народную Республику, как назвали свою территорию жители Донецкой области на востоке Украины, восставшие против режима, установленного после государственного переворота на Украине в начале 2014 года.

Казалось бы, ну съездил человек туда и съездил. Это его личное дело, которое никого не должно касаться, кроме разве что родственников, друзей и товарищей. Казалось бы, гражданин и житель свободной и демократической страны вправе поддерживать любую сторону в международном конфликте других стран в соответствии со своими убеждениями. И государству, если оно подлинно свободное и демократическое и уважает своих граждан, не должно быть до этого никакого дела.

Официальная Эстония настаивает, что она является свободной и демократической страной, но касательно российско-украинского конфликта выбора нам не оставляет: поддерживать можно – и нужно! – только украинскую сторону.

Характерный пример – драма жительницы Эстонии Зои Палямар, депортированной из страны за то, что доставляла гуманитарную (!) помощь в Донбасс, на свою малую родину.

Впрочем, в случае поездки Айво Петерсона в ДНР о поддержке какой-либо стороны речи вообще не идёт. Цель была простая и логичная. Он сам её объяснил в одном из интервью: эстонские журналисты не вылезают из Украины, но они рассказывают о происходящем только с одной, украинской стороны. Но есть ведь и другая сторона

При этом все, добавим от себя, прекрасно осведомлены о законе журналистики: освещение любого конфликта – будь то бытового, между соседями по дому, или межгосударственного – предполагает корректное, непредвзятое изложение позиций всех сторон конфликта. Тем более естественным  такой подход является в случае конфликта, в котором представляемая журналистом страна непосредственно не участвует. Видимо, считается, что российско-украинский конфликт – особый случай, здесь законами журналистики допустимо и пренебречь.

Основные российские каналы и издания, предлагающие другой взгляд на украинские события, в Эстонии запрещены – там ложь и пропаганда.

Что ж, тогда человек сам поехал в ДНР – пообщаться с местными жителями, узнать, какие там настроения, обстановка и т.д. Снять видеосюжеты и показать-рассказать всем, кому это интересно, что он узнал, увидел и услышал там, где эстонские журналисты не бывают. Только и всего. Оказывается, тоже нельзя!

Неожиданная параллель

В 2008 году российско-грузинский конфликт, очевидно, тоже считался особым случаем, потому что эстонская журналистика преподносила его так же, как сейчас – российско-украинский: Россия – агрессор, Грузия – жертва агрессии. Точка. Как сейчас, так и тогда – демонстративное игнорирование мотивов, вынудивших Россию применить военную силу.

И по сей день эстонские правящие политики и обслуживающие их пропагандисты тот конфликт приводят как пример агрессивной сущности России. Несмотря на наличие доклада, подготовленного по заказу Еврокомиссии специальной комиссией под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини, в котором сделан вывод, что спровоцировали вооружённый конфликт действия руководства Грузии. Россия в докладе тоже осуждается – за непропорциональное применение силы. Но это уже следствие. Главный вопрос – кто первый начал. И здесь вывод однозначный: Грузия (вооружённое нападение на российских военнослужащих-миротворцев, а также на гражданское население Южной Осетии).

Кстати, мы не слышали, чтобы Еврокомиссия заказывала доклад о причинах российско-украинского конфликта. Вероятно, в тот раз получили не совсем те результаты, на которые заказчики рассчитывали, и теперь решили не связываться. Да и зачем, решили, видимо, в еврокабинетах, когда можно без всяких докладов объявить Россию агрессором и вообще вселенским злом...

Так вот, чтобы хоть немного сбить тогда эту однобокость, была организована поездка группы журналистов из Эстонии в Южную Осетию. Инициативу проявил общественный деятель  Евгений Томберг, сотрудничавший с петербургским отделением российской общественной гуманитарной организации «Центр национальной славы». С помощью этой организации и, конечно, при участии посольства РФ в Таллинне и была реализована эта идея.

Вспоминая ту поездку с высоты сегодняшнего дня, приходишь к неожиданному выводу: а ведь мы тогда сделали то же самое, что сейчас вменяется в вину Айво Петерсону.

В том же упомянутом выше интервью Айво Петерсон рассказал, что в Донецке и в Мариуполе, где он побывал, его никто не ограничивал никакими рамками. За исключением, естественно, вполне оправданных в условиях военного времени ограничений. Нам тоже сказали: с кем хотите, с теми встречайтесь. Что услышите и увидите о том и пишите в газетах и рассказывайте-показывайте по телевидению. Согласовывать материалы перед публикацией не надо.

Мы поехали в такой же, как ДНР, «сепаратистский», пророссийски настроенный  регион, и с той же целью: посмотреть, что там происходит, какая обстановка, настроения у людей... Чтобы рассказать о том, что там, узнали, увидели и услышали, всем в Эстонии, кому это интересно.

Айво Петерсон, как он рассказывал в интервью, попал в ДНР, выбрав в интернете одну из благотворительных организаций, сотрудничавших с этой республикой и написав туда письмо с таким пожеланием. Так он оказался в составе международной группы, которой была организована эта поездка и частично профинансирована (наши СМИ почему-то акцентировали внимание на этой детали, видимо, намекая, что это отягчающее его вину обстоятельство).

Мы тоже попали в Южную Осетию благодаря посредничеству аналогичной организации, взявшей на себя большую часть расходов  (редакции оплатили только железнодорожные билеты Таллинн-Москва-Таллинн).

В Южную Осетию мы въехали со стороны России, без согласования с властями Грузии. Зато, естественно, как и в случае Айво Петерсона, при согласовании со спецслужбами «страны-агрессора». А как иначе тогда было туда попасть, тем более представителям страны НАТО, когда боевые действия только что закончились, и российские войска только выходили из Южной Осетии и частично там ещё оставались?

По сегодняшним понятиям эстонского государства, нас всех, как Айво Петерсона,  должны были посадить в тюрьму. Вместе с главными редакторами, которые отправили своих сотрудников в эту поездку, зная, кем она организована. Но не посадили, и вообще никаких последствий не было. Почему?

Потому что официальная Эстония, и в то время не отличавшаяся уважением ко всем своим жителям (вспомнить хотя бы недавние на тот момент «бронзовые» события), сейчас, в последние три года, вовсе превратилась в мрачное, злобное, полицейское государство.

И вот лишнее тому подтверждение: то, что даже в той Эстонии, какой она была полтора десятилетия назад, считалось нормальным и вполне допустимым, сегодня и представить невозможно. А если кто по собственной инициативе позволит себе нечто подобное, этих граждан ждут тяжёлые последствия.