18. 08. 29
posted by: Андрей Бабин
Просмотров: 869

Эстония и Южная Осетия – близнецы-сестры

В исторической судьбе этих двух малых стран так много общего, что наши руководители должны бы сердечно поздравить народ Южной Осетии с первым юбилеем независимости, который отмечается 26 августа.

 Точнее, в этот день республика празднует День признания независимости первой страной – Россией: таков итог российско-грузинской войны в августе 2008 года. А принята Декларация о национальном суверенитете Южной Осетии (вне Грузии, но в составе СССР) была еще 20 сентября 1990 года – эта дата тоже является в республике государственным праздником.

Понятно, что такое поздравление со стороны Эстонии сегодня – из области фантастики. Потому что сначала надо признать независимость Южной Осетии, а это тоже пока невозможно. Ведь не может же Эстония, даже если бы очень хотела, заявить о признании раньше, чем это сделают ведущие страны Запада.

Таков выбор эстонского народа в лице избранной им власти, сделанный уже в момент обретения независимости: разворот лицом к Западу и, соответственно, противоположным местом к восточному соседу, глубокая интеграция в западное пространство, полная и безоговорочная поддержка ведущих стран Запада во всём.

Поэтому вроде бы даже нет смысла обращать внимание на отдельно взятые заявления наших политиков, включая первых лиц, в рамках этого выбора. Но когда цинизм двойных стандартов настолько ошеломляющий, игнорирование лежащих на поверхности реалий и элементарной логики настолько демонстративно-вызывающее, что вообще не обращать внимания не получается.

История сложных взаимоотношений югооосетин и грузин, в которой, как водится, у каждой стороны своя правда, насчитывает не одно столетие. Возьмем последние сто лет – и увидим, как много общего в истории Эстонии Южной Осетии. Впервые независимость ЭР была провозглашена в 1918 году. И в этом же году началось вооруженное сопротивление югооосетин, оказавшихся вследствие краха Российской империи в пределах провозглашенной тогда же Грузинской демократической республики.

Не хотели югооосетины находиться в составе этой республики. Как и в составе Грузинской ССР, образованной в феврале 1921 года. Но они там оказались. Как и Эстония в 1940 году в СССР – тоже, как считается, вопреки воле большинства народа, в результате оккупации. И если официальные документы, свидетельствующие о добровольном желании Эстонии войти в семью народов СССР, сегодня многими расцениваются как фарс, то в случае включения Южной Осетии в состав ГССР в качестве автономной области не было и фарса. Было просто волевое решение правительства советской Грузии, с которым народ Южной Осетии вынужден был смириться, так как на то была воля и Москвы.

Москва, говорите, русифицировала Эстонию? А Тбилиси грузифицировал Южную Осетию, насаждая грузинский язык и ущемляя осетинский. И это еще вопрос, кто ущемлял больше.

Эстония полвека страдала под гнетом советской империи, чуть ли не на пятьсот лет отстала в развитии от соседней Финляндии, и только наглые кремлевские пропагандисты, мечтающие о возрождении СССР, смеют утверждать, что Эстония считалась передовой республикой с развитой промышленностью, сельским хозяйством, наукой и культурой? Южная Осетия в это же время в составе «империи» грузинской реально была отсталым аграрным придатком.

В Эстонии в марте 1991 года был референдум о независимости. И и в Южной Осетии спустя 10 месяцев (в период вновь обострившегося, с жертвами, противостояния с Грузией), состоялся аналогичный референдум: более 98 % принявших участие проголосовали за независимость от Грузии и вхождении в состав РФ (в Эстонии было 78 % за выход из СССР).

Наконец, как у нас, так у них были приняты Декларации о суверенитете. В Южной Осетии даже два раза принимали – сначала в сентябре 1990 года, а затем уже после развала СССР, в декабре 1991-го.

Обе страны добились желанной цели. Но у нас это произошло сразу после провозглашения и без всяких потрясений, а Южная Осетия получила независимость вследствие короткой, но кровопролитной войны только в 2008 году.

Эстония страдала, как теперь утверждается, под гнетом советской империи, а для Южной Осетии такой же империей была грузинская. В чем разница? Только в размерах.

Казалось бы, Эстония как никто должна понимать Южную Осетию и проявлять с ней солидарность. Однако в риторике наших политиков этой республики и этого народа вообще не существует. Есть только «оккупированная территория». Наряду с еще одной – Абхазией (которая имеет схожую историю взаимоотношений с Грузией и тоже пережила в начале 1990-х жестокую войну с грузинами). Есть со стороны Эстонии полная поддержка Грузии с требованием восстановления ее территориальной целостности. Поддержка как такой же жертвы тоталитарного советского режима. И действительно, есть схожие черты в исторической судьбе двух стран. Так, грузинские коммунисты провозгласили у себя советскую власть благодаря поддержке Красной армии (этот день, 25 февраля, с недавних пор в Грузии отмечается как День советской оккупации), и эстонские коммунисты сами признавали, что решающим фактором установления советской власти в республике явилось присутствие, хотя и пассивное, Красной армии.

А разве нельзя поддерживать Грузию, но насчет целостности помалкивать, уважая выбор народов, проживающих на утраченных ею – по вине самих же бывших грузинских правителей – территориях? Как мы рассчитываем на уважение со стороны международной общественности своего выбора. Ну, не желают они сосуществовать вместе с грузинами в одном государстве! Тем более после этих ужасных войн. Нет, видимо, так нельзя.

Ну, хорошо, пусть формально пока не признавать независимость этих республик, но хотя бы на словах выразить понимание их устремлений можно? Тоже нельзя? А почему? Грузинские друзья обидятся? Западные партнеры бровь нахмурят? Тогда, господа, вы и в самом деле несчастные люди.

Кстати, легко требовать территориальной целостности из Таллинна или Брюсселя. А пусть, допустим, тот же наш министр иностранных дел, который недавно в очередной раз озвучил позицию Эстонии касательно российско-грузинского конфликта, выступит с таким заявлением в Южной Осетии или в Абхазии. Поскольку доводилось бывать там и там, могу себе представить бледный вид Миксера, когда он услышит реакцию местных в ответ на свое требование осчастливить их воссоединением с Грузией…

Впрочем, как уже сказано, позиция нашего государства не может быть иной до тех пор, пока не дадут отмашку поменять ее ведущие западные союзники.

А вот нам, простым людям, никто не указ, кроме совести и здравого смысла. Не надо нам ни на кого оглядываться: кого хотим – признаем и поздравляем, кого не хотим – не признаем и не поздравляем. Так что, желая добра народу Грузии и мудрости ее руководству, сейчас я поздравляю народ Южной Осетии с первым юбилеем независимости.

А признал независимость этой республики я уже давно. В эти же дни ровно десять лет назад, когда был в изувеченном Цхинвале и слушал свидетельства местных жителей о том кошмаре, который они пережили во время грузинской безумной агрессии. И слова благодарности России за то, что пришла на помощь в один из самых трагических моментов в истории этого народа.