Просмотров: 588

Что нас ждет осенью 2023 года?

С 1 февраля (2022) Русский театр Эстонии возглавляет Светлана Янчек – имя, известное всем у нас, кто интересуется театром. За дело новый директор взялась без раскачки: уже в четвертый рабочий день обсуждала планы на полтора-два года вперед.

В начале прошлого десятилетия Светлана Янчек уже занимала должность директора Русского театра. Еще раньше была заведующей литературной частью. Оба раза уходила в связи с конфликтами.  И вот опять она пришла в качестве директора.

Дело в том, что Маргус Алликмаа, возглавлявший Русский театр в предыдущие четыре года, перешел на другую работу.

Значит, надо было искать нового директора. Объявили, как полагается,  конкурс.   А он оказался неудачным: все пять человек, подавшие заявки, были признаны неподходящими для данной должности.

Объявлять новый конкурс нет смысла.  Да и времени уже нет. Решили  напрямую кому-то предложить должность директора Русского театра.  

Выбор пал на Светлану Янчек.

С дипломом театроведа

Кто она такая, Светлана Дмитриевна Янчек?

Многим она в первую очередь известна как бессменный  в течение вот уже скоро двадцати лет организатор фестиваля «Золотая Маска в Эстонии» – ежегодного пиршества театральных гурманов. Таковым стали лучшие спектакли лучших российских театров – номинантов и лауреатов российской Премии «Золотая маска», которые Светлана Янчек и ее команда каждую осень привозят в Таллинн и другие города Эстонии.

А ведь в Русском театре Светлана Дмитриевна работала в общей сложности примерно столько же времени, и это, безусловно, тоже очень важная часть ее жизни.

Интересно, когда уроженка украинского Херсона вообще попала в театральный мир? Это произошло, когда выпускница физико-математической школы, удивив многих, поступила в московский ГИТИС (государственный институт театрального искусства) на специальность «театроведение».

Конечно, не случайно. Даже усиленно занимаясь физикой и математикой, Светлана интересовалась театром. Правда, желания самой лицедействовать на сцене у нее никогда не было. 

По окончании вуза начинающий театровед приехала в Таллинн – муж оказался из этого города.

Что такое театроведение? В целом имеем примерное представление, но все-таки заглянули в словарь:  «Это наука, изучающая историю и теорию сценического искусства. Предметом работы ученых театроведов являются все компоненты театра: драматургия, актерское, режиссерское и декорационное искусство, театральная архитектура, театральное образование, организация театрального дела, зритель...»

И вот еще что вычитали об этой профессии: «Работа театроведа проходит в основном в библиотеках и за письменным столом».

Когда лет десять назад Светлана Дмитриевна публично призналась, что вместо нервов у нее уже канаты, никому и в голову не могло бы прийти, что причина тому – частое посещение библиотеки. Впрочем, к этому времени она уже получила второе образование – в области арт-менеджмента (организационная работа в сфере искусства и культуры), и это, конечно, гораздо ближе к тому, чем Светлана Дмитриевна реально занималась и занимается сейчас.

Уже по приезде в столицу Эстонии в 1983 году выяснилось, что особо острой потребности в театроведах здесь нет. Светлана преподавала русскую литературу  в педагогическом институте  (ныне Таллиннский университет). Потом – на специальном курсе при консерватории, набранном для Русского театра.   

Так что к местному театральному миру она приобщилась довольно быстро. Следовательно, не случайно в 1987 году директор Русского театра Александр Сергеевич Ильин именно Светлану пригласил на освободившееся место завлита (руководителя литературно-драматической части). «Участие в формировании репертуара, а значит, внимательно отслеживать постановки разных режиссеров, отзывы на их работы, события на фестивалях и, конечно, следить за новинками драматургии.  А также продвигать всяческими способами спектакли театра, то есть делать то, что сейчас называется пиаром», – так описывает Светлана Дмитриевна круг ее тогдашних обязанностей.

И вот какая еще была: добиваться заключения с автором приемлемого для театра  в финансовом отношении договора. А это было не всегда просто, потому что авторы – очень разные по характеру и запросам люди. Например, один драматург, пьесу которого поставили в Русском театра, требовал заплатить ему 6 000 долларов сразу, плюс потом 7 процентов от сбора. Однако в итоге длительных переговоров с завлитом согласился на сумму вдвое меньшую и без процентов от сбора. Хотя, по идее, вопросы, связанные с финансами, должны быть ближе к сфере ответственности директора.

Светлане нравилась ее работа: это и был тот самый театральный мир, который привлекал ее еще со времен школьной физико-математической юности.

Кстати, нашлось у нее время и для чистого, так сказать, театроведения. В свободное от выполнения прямых обязанностей время Светлана изучала историю Русского театра и в 1998 году, к его 50-летнему юбилею, даже книгу об этом написала.

«В ваших услугах не нуждаемся...»

В 2001 году Александр  Ильин покинул Русский театр. Это было значительное событие не только для него лично:  директором родного театра Александр Сергеевич  служил  девятнадцать лет, а до этого некоторое время был здесь же актером. Его не без труда уговорили возглавить Центр русской культуры, официально  получивший статус муниципального учреждения.

Директором Русского театра был назначен Марек Демьянов, эстоноязычный молодой человек, имеющий некоторое отношение к театральному искусству, а также известный как сын знаменитого эстонского ресторатора и повара, сам близкий к этой сфере.

С некоторых пор при новом директоре Светлане Дмитриевне становилось все более тоскливо.  Да и с тогдашним художественным руководителем Эдуардом Яновичем Томаном  отношения, к сожалению, не задались, мягко говоря.

С какого-то момента Янчек практически перестали приглашать на совещания, отстранили от всех вопросов, связанных с развитием театра, все предложения, в том числе по репертуару, без обсуждения пресекались на корню.  Можно себе представить состояние любого человека, который         оказался в таком положении.  Тем более, если дело, которому человек посвятил себя, гораздо больше, чем просто работа.

Между тем на дворе был уже 2004 год. Как раз в это время решался вопрос, быть или не быть «Золотой маске» в Эстонии. Организаторы российского фестиваля, проводящегося с 1993 года, планировали выходить за пределы РФ, и рассматривались разные варианты. Грузия, Армения...

Александр Ильин, а также Светлана Янчек – вот люди, которые сделали все для того, чтобы россияне предпочли Эстонию. Светлана и сама убеждала организаторов  «Золотой маски» в том, что целесообразно проводить такой фестиваль в Эстонии, и свела компетентных чиновников из эстонского и российского министерств культуры...  В итоге выбор был сделан в пользу  Эстонии.

В это время в Русском театре начинался капитальный ремонт, включая сцену в большом зале.  А что театр предложит зрителям после ремонта? Очередная идея Светланы Янчек была такая: после более длительной, чем обычно, паузы надо что-то особое предложить зрителям. Что именно? Открыть первый фестиваль «Золотая маска в Эстонии» на обновленной сцене Русского театра! Премьерой своего спектакля. Это же будет фурор! Аншлаг обеспечен! Ну, и в будущем повышенный интерес к Русскому театру, наверное, сохранится, по крайней мере, на какое-то время.  

С этой идеей Светлана пришла к Мареку Демьянову. Реакция директора была стандартной: «Мы подумаем».  А через десять минут после того, как завлит вышла из кабинета, он отправил ей электронное письмо: «В ваших услугах больше не нуждаемся».  Правда, насчет предложенной идеи директор действительно за эти десять минут подумал.  Сообщил,  что идея неплохая, но сейчас не до этого. Сейчас главное – ремонт.

Позже выяснилось, что ремонт  стал и поводом для увольнения Янчек.  Дескать, если сцена закрыта, и спектаклей долгое время не будет, зачем нам завлит? Вот когда, мол, все утрясется, тогда, может, позовем обратно...

Директор даже не посчитал нужным поговорить с человеком.   

Светлана Дмитриевна была уверена: ремонт – только формальный повод. Ведь ее стали игнорировать задолго до этого. Вероятно, предполагает она, раздражала руководство своими идеями, которые никому были не нужны. И тем, что прямо указывала на царящую в театре тяжелую атмосферу...

В общем, ушла Светлана Дмитриевна из театра с горькой обидой.

Болезненная мера

Марек Демьянов недолго после этого просидел в директорском кресле.  Потом в течение всего нескольких лет директорами Русского театра были Осиновская, Кукк, Химма... Кто сегодня помнит этих людей?  Кажется, с уходом Александра Сергеевича Ильина в театре рухнула некая опора, обеспечившая стабильность и надежность... 

Светлана Янчек же это время была сосредоточена на «Золотой маске», а также иногда осуществляла разовые культурные проекты.

И все же ей было суждено вновь прийти в Русский театр.

Когда в 2011 году в очередной раз понадобился человек на должность директора, занять ее предложили Светлане Янчек.  Поскольку дело не терпело отлагательства, без конкурса взяли, пока в качестве исполняющей обязанности директора. Правда, свое согласие она дала после переговоров, длившихся больше месяца.

Но и второй приход в Русский театр ничем хорошим не закончился. Театр тогда переживал тяжелые времена во всех отношениях. Склоки, скандалы, усугублявшиеся слухами, что кто-то хочет завладеть лакомым зданием в центре Таллинна, а сам театр выдавить куда-нибудь в ЦРК или даже в «Линдакиви».

Вдобавок ко всему театр увяз в огромных долгах. Этой проблемой новый директор вынуждена была заниматься в первую очередь. Выправить ситуацию удалось благодаря разным мерам, в том числе и такой болезненной, как сокращение труппы.  Некоторым только этим Светлана Янчек и запомнилась в качестве директора.  Немало обидных слов было сказано тогда в ее адрес.

Впрочем, покинула она театр, продержавшись в нем всего года полтора, по конкретной причине.  Кто-то решил пригласить на место очередного художественного руководителя (с худруками тоже была чехарда) Марата Гацалова из России. А Светлана Янчек была категорически не согласна: это не тот худрук, который нужен Русскому театру, тем более с его финансовыми запросами.

Не ждите особого приглашения!

...Так вот, когда в последние дни 2021 года выяснилось, что ни один из людей, участвовавших в конкурсе, а значит, желавших стать директором Русского театра, не был признан подходящим для этой должности, ее предложили Светлане Янчек, которая в конкурсе не участвовала и, следовательно, особо не хотела быть директором. Наверное, не очень часто так бывает. 

Провести переговоры с ней поручили председателю совета Русского театра Яаку Аллику, умудренному громадным опытом театральному деятелю.

У них состоялось несколько длительных встреч. «Мы говорили о судьбе Русского театра, о том, каким он должен быть в идеале, и как к этому идеалу хотя бы приблизиться, – вспоминает Светлана Дмитриевна. – Обменивались соображениями, предложениями, в том числе очень конкретными – например, кого надо бы пригласить в Русский театр... В общем, складывали вместе мозаику, и только когда я убедилась, что мозаика сложена, дала согласие занять эту должность».

Несмотря на то, что прежде уже два раза уходила из этого театра на фоне весьма неприятных обстоятельств? «Что было, то было, – говорит Светлана Дмитриевна. – Жить старыми обидами  – это не для меня. – И потом, не только же сплошной негатив был. Созидание, достижения – это ведь тоже все было. Вот с этим ценным опытом, а не с какими-то давнишними обидами я иду вперед».

Вместе с «Золотой маской» идет? Или теперь пути разошлись? Нет, будет совмещать этот проект с работой в театре. Да и опытная команда есть, которая отлично знает, что и как надо делать.

Все это Светлана Дмитриевна рассказывала нам в тот короткий промежуток времени, который выкроила для нас в конце своего четвертого рабочего дня.

А до нас она обсуждала с худруком планы на сезон 2023/24 (ближайший сезон давно сверстан) Кстати, юбилейный будет, 75-й. Хорошо бы и открыть его как-то празднично. Возможно, считает директор, каким-то мюзиклом. А ту пьесу с таким-то режиссером, которую выбрал худрук, можно представить в октябре. Это хороший месяц для таких премьер...

Видимо, тоже складывали свою мозаику. Все, кто участвует в формировании репертуара, объединены общей целью, разъясняет Светлана Дмитриевна, только директор более глубоко думает о том, как тот или иной спектакль будет продаваться, то есть об экономической стороне.  Следовательно, директор должен отчасти обладать даром предвидения, который, в свою очередь, основан на знаниях, опыте, чутье.

Кстати, об экономической стороне. Вероятно, перед новым директором поставлена конкретная задача в плане посещаемости? Да, конечно. В ряде публикаций на эту тему мы видели такую цифру – 50 000 в год. А из уст директора отчетливо услышали другую – 55000. Уточнять не стали: оставили в силе ту, которую услышали, тем более что она нравится нам больше.

Это хорошо, что в четвертый день работы директор обсуждает планы на полтора-два года вперед. Лишнее свидетельство того, что, в отличие от ситуации десятилетней давности, пожара  в театре нет. Но дел, конечно, много.

***

Как оказалось, встреча с нами в этот вечерний час была не последним пунктом в графике дня директора. Предстояла еще встреча с режиссером Эльмо Нюганеном, который сейчас репетирует в Русском театре «Мертвые души».

В 18.20 режиссер заглянул в кабинет. «Мы вместе идем или как?» – спросил он. «Вы начинайте пока, я подойду», – ответила Светлана Дмитриевна.

Мы понимаем, что этот разговор ей важнее, поэтому вскоре откланялись.

При этом почти половина отведенного нам и без того короткого отрезка времени пропала впустую. Несуразно получилось. Мы привыкли, что на служебном входе в театр нас всегда встречали, а Светлана Дмитриевна, как выяснилось, ждала нас у себя в кабинете. Извинилась – мол, новенькая пока здесь, не знала, как тут принято. Мы же со свойственной нам некоторой сентиментальностью усмотрели в этом небольшом недоразумении некий символический знак. Русский театр открыт, как бы намекает новый директор. Добро пожаловать! Приходите, не ждите особого приглашения!

"МК-Эстония", 16.02.2022