Просмотров: 174

Счастье – это когда ты кому-то нужен

Золотые руки и светлая голова. Так говорят о таких людях, как Федор Шанцын – человек, умеющий, кажется, делать все. Например, он создал макет старой Нарвы – работа двадцати лет жизни, сделавшая автора известным человеком не только в Нарве. И это только часть сделанного им. Официальный же статус Федора Шанцына с конца апреля (2022) – безработный.

В небольшой квартире Федора Шанцына обе же комнаты загромождены так, что там и два человека с трудом могут разойтись.

Очень много книг – полки под их тяжестью прогнулись, того и гляди рухнут. Все книги на полки не помещаются. Два тома «Истории религии», «Деревянное зодчество русского Севера», еще что-то по архитектуре – это то, что на видном месте.

При этом в доме много зелени в горшках и ящиках. «Люблю растительный мир», – признается Федор. Сейчас хозяин не здесь живет, а там, где изобилие растительности – на даче. Но не отдыхает, а трудится.  Работы много – на огороде и на пасеке. Оказывается, он еще и пчеловод.

Главное же украшение и богатство квартиры Федора Шанцына – это, конечно же, созданные им макеты памятников архитектуры. Разумеется, макета старой Нарвы здесь нет и быть не может: занимающий площадь 120 квадратных метров (15 х 8), он находится в другом месте. А здесь – другие работы.

Два любимых города

Его малая родина – Гомельская область Белоруссии, в районе Жлобина.

Но это только место рождения, жить постоянно в тех краях не довелось. Будущие родители Федора обосновались в Нарве в 1954 году, приехав сюда по приглашению родственников, прибывших, в свою очередь, сразу после войны отстраивать разрушенный город. Мама  поехала на свою родину только для того, чтобы там родить сына. И уже через два месяца вернулась с младенцем обратно.

Но в Белоруссии Федор, конечно, бывал много раз, объездил республику вдоль и поперек. Так что белорусский народ он знает хорошо и отзывается о нем с необычайной теплотой и нежностью.

Тем не менее, вся жизнь прожита в Нарве. Это любимый город Федора. Наравне с Санкт-Петербургом.

Профессора Эстонской художественной академии, посмотрев макет старой Нарвы, созданный Федором Шанцыным, были уверены, что автор имеет художественное образование. Нет, он механик по диплому, окончил Нарвский техникум. С красным дипломом. Причем от выпускного экзамена по математике был освобожден – заранее поставили пятерку ввиду блестящего знания студентом этого предмета. Второй любимый предмет в школе был – черчение. Быстро обнаружилась у него эта способность: любой предмет мгновенно изобразить в виде чертежа, а за чертежом – видеть объемный предмет.

После техникума – служба в армии, которая прошла в Риге и Калининграде. В артиллерии, где математика и черчение имеют важное значение. Федор уверяет, что навыки, полученные в армии, работа с координатами, соотнесение их с местностью, помогают ему сейчас в создании макетов.

Довелось ему в армии заниматься и художественным творчеством: между учениями на полигоне оформлял вместе с солдатом-художником Ленинскую комнату в соответствии с видением нового замполита. В частности, надо было поместить на стенде ордена, которыми награжден комсомол. Казалось бы, чего проще: вырезать где-то их и приклеить. Нет, так неинтересно, и Федор изготовил их из нескольких слоев картона, сделав объемными. «Получилось оригинально, – вспоминает Федор. – Наверное, ни у кого так не было».

Видимо, уже тогда стала зарождаться у него страсть к тому творчеству, которым он с таким увлечением занимается уже почти три десятилетия.

Выдумщик дядя Федор

После армии Федор пять лет работал в автосервисе маляром и слесарем, а параллельно освоил профессию газоэлектросварщика. Работа в покрасочной камере пагубно сказалась на здоровье, и Федор перешел на работу в профилакторий «Põhja Rannik» от завода «Балтиец». Занимался обслуживанием холодильных установок, а заодно овладел очередной профессией – ремонт обмотки электромоторов.

Затем извилистый трудовой путь привел Шанцына в детский сад,  названный именем персонажа из книги и мультфильма «Чебурашка». Дядя Федор – так называет он свою должность в этом садике. Как зовут другого героя того же писателя Успенского. Того, маленького дядю Федора, отличает хозяйственность и рассудительность, забота о ближних. Вот и наш, большой дядя Федор – мастер на все руки: он и сантехник, и электрик, и механик, и столяр... Снега навалило – и вот он уже машет лопатой во дворе, хотя это точно не входило в его обязанности. Просто все время хочется что-то делать.

И постоянно что-то выдумывать. Как-то в детском саду предстоял семинар с участием педагогов из других дошкольных учреждений. Федор тогда совсем недавно приступил к работе в «Чебурашке», но заведующая, видимо, сразу распознала в нем творческую натуру. Поэтому именно с ним решила посоветоваться: «Чем мы могли бы удивить наших гостей?» Федор ответил сразу: «Давайте сделаем комнату сказок!»

И такая комната появилась, приводившая в восхищение детей и взрослых. В стиле зала в некоем замке, со сказочными персонажами и предметами, которые сделал дядя Федор. Кое-что родители подарили. Через некоторое время он принес кинопроектор «Украина-7», и когда была плохая погода, вместо прогулки крутил детям мультфильмы. Первый, припоминает Федор, был «Цветик-семицветик».

Дядя Федор – большой выдумщик. Соорудил, например, печь с ножками на колесиках. Ее выкатывали на улицу в день празднования Масленицы. Когда из трубы валил дым (засовывали внутрь тлеющую тряпку), и из проема извлекали блины, казалось, что в этой печи их и испекли.

Украшением садика стал и сделанный Федором дворец высотой в полтора метра. Тот самый, куда отправилась на бал Золушка, а спеша домой, потеряла на лестнице туфельку. Причем сделал так, что в окнах мелькали тени – как бы танцующих участников бала, слышались живые звуки...

Когда у них организовали группу погружения в эстонский язык, Федор изготовил наглядные пособия для занятий – макеты самых известных сооружений из истории Эстонии: таллиннскую церковь Каарли, башни Толстая Маргарита и Длинный Герман...

Дело спорилось...

Из детского сада Шанцын ушел, чтобы сосредоточиться на реализации захватившего его замысла, который уже начал осуществлять, – макет старой Нарвы, как известно, практически полностью уничтоженной во время войны. Но есть  документы, фотографии... Значит, и возможность воссоздать старую Нарву достаточно точно – хотя бы в макете.

Когда часть работы Федор уже сделал, его замыслом заинтересовался один местный бизнесмен. Он написал проект и добился финансирования от ЕС. Шанцыну отвели рабочее место в ратуше, которая тоже сильно пострадала во время войны, но была восстановлена в начале 1960-х годов. Кстати, как раз с этого исторического здания Федор и начал строить макет, решив: «Сделаю ратушу, значит, смогу и все остальное».  

Поначалу дело спорилось, деньги по своим меркам Федор получал неплохие. Но однажды финансирование почему-то прекратилось, и тот бизнесмен утратил интерес к проекту. 

Энтузиаст продолжал работать над макетом. Правда, теперь только в первой половине дня. А во второй – зарабатывал деньги везде, где была возможность.

Однажды в ратуше проходил семинар по городскому хозяйству. Участники, конечно, посмотрели и работу Федора, выразили восхищение. «Это то, чем должен заниматься отдел архитектуры!» – воскликнул главный архитектор города.

Так Федор Шанцын обрел нового работодателя. Потом его перекинули в другой отдел. Ему без разницы, лишь бы дело двигалось. Потом город решил передать макет Нарвскому музею – вместе с автором, которого зачислили на должность мастера.

К этому времени Шанцына вместе с его макетом попросили покинуть ратушу в связи с реставрацией здания. Пришлось все упаковывать в коробки и переносить в бывший детский сад. Там и хранился разобранный макет, пока думали, что с ним делать. Оттуда перенесли в музей.

Какое-то время часть макета экспонировалась там, затем его разместили на бывшей мебельной фабрике. В стороне от туристических маршрутов, но зато целиком поместился. Федор проводил экскурсии, а перед началом всегда осведомлялся у экскурсантов: каким временем они располагают? Потому что рассказывать он может часами.

Талантливо и с любовью

В конце апреля решением нового директора Нарвского музея Марии Сморжевских-Смирновой, возглавляющей учреждение с февраля 2021 года, Федор Шанцын был уволен по сокращению. Так за четыре года до пенсии он оказался безработным. Федор не унывает и собирается поступать на курсы трактористов. Так что, похоже, скоро овладеет очередной профессией.

«За то время, когда макет экспонируется на бывшей мебельной фабрике, мы заплатили круглую сумму за аренду помещения, – объясняет свое решение директор музея. –  Плюс зарплата Федору. А экскурсий, несмотря на рекламные кампании, удалось организовать лишь несколько. Возможно, отчасти потому, что многие видели этот макет в ратуше. А расходы наши между тем растут. Только коммунальные счета за последнее месяцы возросли втрое. Словом, увольнение Федора – вынужденное решение».

Что касается макета, то и он скоро вернется в музей, где будет экспонироваться – согласно договоренности с городом. Но лишь частично: для размещения макета целиком нет свободного помещения. По словам директора, в фондах музея и без того много ценных экспонатов, которые хотелось бы выставить, да негде.

А вернуть в ратушу после завершения ее реставрации? Нет, макета там не будет – это уже решено.

Насколько высоко оценивает работу Федора Шанцына Мария Сморжевских-Смирнова как специалист в музейном деле? «Федор, сделавший такую огромную работу в порядке хобби, конечно, заслуживает уважения, – говорит Мария. – Безусловно, этот  картонный макет дает общее представление о том, какой была старая Нарва. Но только общее. В макете имеют место нарушения пропорции и другие неточности, как сказано в экспертизе, сделанной по заказу города. Кроме того, было рекомендовано дополнить макет элементами ландшафта и фигурками людей, чтобы был понятнее масштаб».

Вот как? А Федор говорит, что больше всего он боится, что его работы увидит какой-нибудь знаток и уличит в халтуре. Вот почему соответствие макета оригиналу – его главное требование к самому себе. К примеру, одно из зданий в макете старой Нарвы он переделывал три раза: обнаруживались новые фотографии, на которых были видны детали, ранее им не учтенные.

И все-таки, на наш взгляд, достаточно беглого осмотра этой и других работ Федора Шанцына, чтобы убедиться: это сделано талантливым человеком. И сделано с любовью к своему городу. Вот с этим директор музея согласна.

Не труд, а образ жизни

«Каким временем вы располагаете?» – спрашивает Федор, пригласив в комнату, заставленную макетами. И, не дожидаясь ответа, начинает рассказывать о каждом.

Как сказано в самом начале, интересы Шанцына не ограничиваются макетом старой Нарвы. Например, пока его самое объемное творение переезжало с места на место, он занялся Кренгольмской частью города.

А здесь, в комнате, – макеты церквей. Исключение – здание Нарвской больницы, автор проекта которой – Александр Владовский, любимый архитектор Шанцына, петербуржец, который в первой половине ХХ века оставил заметный архитектурный след в Эстонии.

На сегодня Федор сделал шестнадцать макетов церквей, некогда существовавших в Нарве и окрестностях. Исключения – макеты уничтоженной в войну церкви в Пярну, подаренный курортному городу, и храма подворья Пюхтицкого монастыря, находившийся в центре Таллинна и разрушенный в 1960 году. Вот этот в коллекции  имеется. Федор несколько раз доставал его, словно забывая, что уже показывал гостю. Похоже, ему самому нравится эта работа. Действительно – красота.

В этой же комнате – рабочее место мастера: списанная школьная парта у окна. На подоконнике – инструменты. Главный из них – скальпель. Другие всевозможные резаки и всякое прочее. Инструментарий стоматолога тоже используется.

Тут же основной материал – стопка толстых картонных листов. А как делаются купола? Не согнешь ведь такой лист. Оказывается, в основе купола – чашка бюстгальтера. Она окунается в клей и т. д. А маленькие купола-луковки? Тут выручают елочные игрушки, резиновые груши...

Почти фанерная твердость стен достигается так: на картон наклеивается ткань, на ткань – бумага, и потом уже идет покраска. А какая ткань? Опять спасибо женщинам.  Лучшая – та, из которой шьют т. н. комбинации: хорошо режется, не ворсится.

Пара макетов сделана из пенопласта. Но не из цельных кусков, а из кирпичиков размером где-то 10 на 5 мм. Сколько же сотен или тысяч Федор их нарезал? Такой кропотливый труд...

Труд? Нет, он не считает трудом свое увлечение. Это образ жизни. Почти такое же естественное занятие, как и дышать. Вы же, говорит, не считаете за труд, когда дышите.

Планов у Федора много. Например, он уже замахивается на макеты исчезнувших эстонских мыз. Разыскивает соответствующую литературу. Места не хватит перечислить все, о чем он мечтает.

Федор, извиняясь, вынужден постоянно отвлекаться на звонки. Судя по невольно подслушанным диалогам, людям нужна помощь от него – что-то починить, исправить, отремонтировать... Закончив один из таких разговоров, Федор сказал: «А ведь это счастье, когда ты кому-то нужен».

"МК-Эстония", 20.07.2022