Как Карпов в Эстонии в шахматы играл
Легендарный гроссмейстер дал в Таллинне сеанс одновременной игры на семнадцати досках. Единственную ничью с экс-чемпионом мира сделал местный любитель шахмат, которому в предыдущий визит Анатолия Карпова в Эстонию улыбнулась еще более крупная удача: он разбогател на 100 000 крон. Двенадцатый чемпион мира, впоследствии не раз подтверждавший это звание, прибыл в Таллинн по случаю 95-летия со дня рождения Пауля Кереса и проводящегося в связи с этим традиционного шахматного фестиваля.
Программа визита была весьма насыщенной: встречи с президентом Эстонии, с депутатами парламента, с мэром Таллинна, с юными шахматистами, участие в презентации книги «Наш Керес». Увлекающийся филателией, Анатолий Евгеньевич нашел время и для встречи с местными филателистами.
Ранее Анатолий Карпов приезжал в Таллинн пять лет назад как участник турнира памяти Пауля Кереса и тогда одержал в нем победу. Теперь он прибыл в качестве общественного деятеля (перечислять все общественные должности Анатолия Евгеньевича можно очень долго), тем не менее, в шахматы он опять поиграл.
Большой интерес вызвал состоявшийся в гостинице «Виру» сеанс одновременной игры, в котором с легендарным гроссмейстером сразились эстонские деятели культуры.
ПО ОБЫЧНЫМ ПРАВИЛАМ
За полчаса до начала по залу прохаживался только ведущий эстонский шахматный судья Лембит Вахесаар, подравнивая и без того идеально расставленные фигуры на шестнадцати досках. Постепенно стали подтягиваться шахматисты. Ровно в полдень появился Анатолий Карпов, в сопровождении руководителя Федерации шахмат РФ Александра Баха и писателя Юло Туулика, большого любителя шахмат, одного из организаторов визита видных гостей.
– По обычным правилам играем? – спросил Карпова Вахесаар.
– Давайте по обычным, – согласился гроссмейстер.
– Мы только добавим еще одну доску, если не возражаете, – сказал Юло Туулик.
– Добавьте, а пока можно начать, – сказал Карпов и подошел к крайнему участнику. И стремительно пошел вдоль ряда столов, пожимая руку каждому сопернику и делая ход пешкой е2 - е4.
Среди соперников выдающегося гроссмейстера был и девятилетний Коля Фурсов, сын сотрудника российского посольства. Правда, играл он с помощью папы.
Не успел Карпов сделать и два круга, как подошел тот самый дополнительный семнадцатый участник. Это был Юри Ярвет-младший – сын знаменитого артиста, сам снявшийся в нескольких фильмах и руководивший театром.
В зале становилось все многолюднее: фотографы, телеоператоры, заглядывали целыми семьями российские туристы, остановившиеся в этом отеле, участники проходящего в соседнем помещении семинара компании Miсrosoft... Всем хотелось посмотреть, как играет живая легенда мировых шахмат.
ГРОССМЕЙСТЕРСКАЯ НИЧЬЯ
Легенда между тем все чаще стала задерживаться то у одной, то у другой доски. В таких случаях Карпов, думая над ходом, теребил выбывшие из игры фигуры, причем всегда только черные, то есть соперника. Но вот ход сделан, и гроссмейстер, заложив левую руку за спину, словно пряча в рукаве свои шахматные секреты, почти бегом перемещался к следующей доске.
Перед началом Лембит Вахесаар сказал, что сеанс продлится примерно часа два, однако по истечении первого часа ни одна партия не завершилась. А Анатолий Евгеньевич все чаще поглядывал на часы. Но вот, наконец, его соперники один за другим стали признавать свое поражение.
А когда Карпов в очередной раз подошел к Юри Ярвету, и тот сделал ход, то ответного не дождался. Гроссмейстер даже на доску не посмотрел.
– Ничья? – спросил он.
– Что? – переспросил Ярвет, то ли не расслышав, то ли не поверив, что сам Карпов предлагает ему ничью.
– Ничья! – громче повторил гроссмейстер, уже не спрашивая, а утверждая, и с улыбкой протягивая ладонь для рукопожатия.
Разумеется, предложение было принято. Карпов ушел разбираться с другими соперниками, а Ярвет долго еще сидел, откинувшись на спинку стула и довольно улыбаясь...
К моменту предложения Карпова соперники успели обменяться ферзями, легкими фигурами и парой-тройкой пешек, но все равно играть бы, казалось, еще и играть. В таких случаях говорят – гроссмейстерская ничья, но это если бы Карпову противостоял соперник соответствующего калибра. Юри Ярвет же играет в лучшем случае на уровне кандидата в мастера, как он сказал мне потом.
Самая продолжительная партия длилась два часа двадцать минут. Но и она была проиграна местным любителем. В итоге – шестнадцать побед гостя и одна-единственная ничья.
Хорошо, что Юло Туулик в последний момент привлек Юри Ярвета-младшего, который только и постоял за честь эстонских любительских шахмат, а так было бы полное фиаско.
– Вообще-то я думал, что будут две-три ничьи, но, видимо, игравшие за этими досками шахматисты в какой-то момент растерялись и упустили неплохие для себя позиции, – сказал Анатолий Карпов по окончании сеанса. – Но, главное, что все, по-моему, получили удовольствие от игры.
«Я видел, что он видит, что я вижу...»
Что касается героя сеанса Юри Ярвета, то, по словам Карпова, «он играл красиво». Достойная оценка со стороны выдающегося гроссмейстера, тем более что он по-прежнему считает себя действующим шахматистом (только на титул чемпиона мира уже не претендует), знает себе цену и этого не скрывает. Если попросить Анатолия Евгеньевича назвать самых великих шахматистов всех времен и народов, в короткий список из пяти фамилий он не забудет включить и себя.
– Внукам теперь буду рассказывать, как играл с самим Карповым и не проиграл ему! – радовался тем временем Юри Ярвет.
Действительно ли он уверен, что Карпов не смог бы у него выиграть, если б партия не закончилась так рано?
– Он решил разыграть испанскую партию, в принципе, беспроигрышную для белых, но и не дающую им большого преимущества, разменный вариант, – издали начал ответ шахматист. – Черным она тоже дает хорошие возможности сохранять равновесие. Мы сделали всего по пять самостоятельных ходов, остальные 15-16 – чистая теория. Едва заметного преимущества благодаря этим пяти ходам Карпов добился, но я видел, как его нейтрализовать. И видел, что он видит, что я все вижу... В общем, убедившись, что я знаю эту партию, он и предложил ничью. Наверное, подумал, что я играю лучше, чем на самом деле. К тому же на часы часто смотрел: наверное, другие мероприятия поджимали.
Если эта ничья в поединке с легендарным гроссмейстером принесла Юри Ярвету огромное моральное удовлетворение, то пять лет назад он получил благодаря Анатолию Карпову завидные материальные дивиденды.
– Ставка на победу Карпова в турнире памяти Пауля Кереса в 2006 году была 1 к 50, - рассказал Юри Ярвет. – Я поставил на него 2000 крон, и Анатолий Евгеньевич меня не подвел – стал победителем в конкуренции с очень серьезными соперниками. А я в этот день стал богаче сразу на 100 000 крон! Хотя я и без всяких ставок болел бы за Карпова, потому что он мой любимый шахматист.
«Комсомольская правда – Эстония», январь 2011 г.