Просмотров: 1382

ЧМ по банному спорту: соревнования в условиях, несовместимых с жизнью

Banja1

Суть банного спорта проста: побеждает тот, кто больше высидит в парилке. То есть надо всего-то немного потерпеть, подумал я и отправился в Финляндию с намерением вернуться чемпионом мира. Человеком, про которого будут говорить: это он первым нарушил гегемонию финнов. Девять раз в Хейнола проводились чемпионаты мира, и девять раз победителями становились хозяева.

На летней сцене установлены две шестиместные бани. Вечером, накануне соревнований, их включили для опробования участниками. Признаться, уже после первого тренировочного захода меня стал терзать вопрос: зачем я ввязался в эту авантюру? Обожженные ухо, плечо и шея долго еще горели, а бывалые люди, между тем, предупреждали: этот еще цветочки, так, для разминки, ягодки будут завтра.

Волей жребия мне предстояло соревноваться первым из посланцев Эстонии – уже в четвертом заходе. Чуть ли не за полчаса начинаю обливаться холодной водой из шланга. Цель – замерзнуть до посинения. Правда, бывалые люди говорят, что это помогает только первые 30 секунд. Появляются участники предыдущего захода.

- Уши! – вопит один, поливая их струей воды. – Все можно вытерпеть, но уши – это невыносимо!

А мне тем временем уже выводят фломастером на руках стартовый номер – 120-й. Вытерся полотенцем, вспомнив рекомендацию бывалых людей: капли воды будут аккумулировать жар.

Нашу шестерку построили в колонну. В моей смене – бельгиец, голландец и три финна. В следующий круг выйдут двое. После вчерашней «разминки» задачу я себе поставил уже скромнее: пересидеть хотя бы одного.
На сцену нас вызывают по одному. Садимся на скамью. Следует инструктаж: запрещено наклоняться (судьи должны видеть лицо), делать резкие движения, по первому требованию надо показывать жестом, что все в
порядке (если действительно в порядке). Берем по очереди таблички с цифрами от 1 до 6, обозначающими место в парилке. Мне досталось 1-е. Меня всего трясет скорее от волнения, чем от холода – чемпионат мира все-таки. Сидящий рядом бельгиец удивленно смотрит на меня.

– Соld! – говорю. – Холодно!

Он с улыбкой кивает на баню за спиной – мол, сейчас согреешься!

Заходим, усаживаемся на свои места. У меня – крайнее слева. Температура – 110 градусов. Не такая уж страшная. Душ, нависающий над камнями, и каждые 30 секунд извергающий на них пол-литра воды – вот в чем состоит экзекуция.

Вылилась первая доза – время пошло. Пока терпимо. После второй обдало жаром. После третьей – еще пуще. Обожгло уши – кажется, они стали сворачиваться в трубочки. Двое судей прилипли к окнам, следят за нами беспрерывно. Чтоб правила не нарушали. Если кому-то станет дурно, а он все равно терпеть будет, – тоже могут снять с соревнования.

Периодически показываю большой палец – все в порядке. С каждым разом жест все менее искренен. И все больший ужас охватывает при ожидании очередной дозы воды на камни. Дышать стараюсь, как учили бывалые люди: пока льется вода, вдыхать, в момент последующего парового удара – выдыхать. В остальное время почти не дышу. Чтобы поменьше обжигать внутренности. Зато уши, шея, плечи, спина словно охвачены пожаром.

В сущности, речь идет о соревнованиях, несовместимых с жизнью. Конечно, я догадывался, что в здешней парилке достаточно жарко. Но реальность превзошла ожидания.

Если орудие пытки, методично льющее со зловещим шипением воду на камни, вызывает чувство ужаса, то соседи – нарастающее раздражение. До чего упрямые! Почему бы не свалить отсюда хотя бы одному? Никто же не
держит насильно! Только намекни, и судьи тут же распахнут двери. И заодно впустят хоть микроскопическую долю прохлады. Наконец, один не выдержал. Финн. За ним – голландец. Что ж, задача даже перевыполнена. А может, все-таки... Шальная мысль шевельнулась было, но последовал очередной паровой удар и...

Не знаю, как это выглядело со стороны, но мне казалось, что я вылетел из парилки, как пробка из бутылки шампанского. Результат – 3 минуты 17 секунд. Как потом выяснится из протокола – 111-е время из 167 участников.
Говорят, для дебютанта неплохо. Тем более, мало тренирующегося. А успех в банном спорте, как и в любом другом, невозможен без упорных тренировок.

Впрочем, вовсе не обязательно сидеть в парилке до волдырей и ожогов. Можно выйти и через минуту – никто на тебя пальцем показывать не будет.

Дело личного выбора.

Banja2Banja3 Banja4

 Postimees на русском языке, 15.08.2008 г.

 

Такая баня нам не нужна!

12-й чемпионат мира по банному спорту в финском городе Хейнола завершился трагедией: один из финалистов, 62-летний россиянин Владимир Ладыженский, скончался. Другой, финн Тимо Кауконен, – в тяжелейшем состоянии.

Оба – не новички в банном спорте. Владимир Ладыженский из Новосибирска, помощник депутата Государственной думы РФ Александра Карелина, знаменитого в недавнем прошлом борца, в прошлом году первым из иностранцев нарушил десятилетнюю гегемонию финнов, не только попав в шестерку финалистов (прежде ее всегда составляли только хозяева), но и заняв третье место. А чемпионом стал Тимо Кауконен, уже в пятый раз.

Сейчас на сайте чемпионата мира размещена только одна запись от имени организаторов: «Наши искренние соболезнования друзьям и семье Владимира Ладыженского. Нет слов, чтобы выразить нашу печаль, вызванную этой трагедией. Просим терпения, мы сообщим больше информации, как только это будет возможно». Следственные органы начали расследование.

[…]

Возглавивший в 2009 году дело новый организатор, желая, видимо, сократить время соревнований, установил парилки другой конструкции. И прежние были по сути пыточной камерой, эти же – натуральные душегубки, как говорят те, кто их испытал. Организатору удалось добиться своего: даже победитель показал всего около четырех минут. Тогда как годом раньше, в 2008-м, чемпион – финский швед из Турку Бьорн Херманссон – просидел в парилке аж 18 минут 15 секунд. Правда, это было достижение из ряда вон выходящее, на 5 минут (!) превышавшее мировой рекорд. Но результаты по 10-12 минут были не редкость, начиная с четвертьфиналов.

Кстати, Тимо Кауконен, покинув парилку на 17-й минуте, в тот раз легко согласился на 3-е место, пояснив позже: «Здоровье дороже».

У оставшихся двоих битва шла не на жизнь, а на смерть. В буквальном смысле слова. Кончилось тем, что соперника Херманссона, Лео Пуса из Хельсинки, судьи вынесли в полубессознательном состоянии...

Так что трагедия этого года случилась не на пустом месте.

Ее свидетелями стали и трое наших ребят из Таллинна, постоянных участников чемпионата.

«Все там, конечно, были в шоке, – рассказал Сергей. – Да мы до сих в себя не пришли. Ехали-то, как всегда, на праздник...»

По словам Сергея, Владимир Ладыженский приехал только за победой. Так он всем говорил. Сергей встретил Владимира накануне соревнований у парилки, когда тот сделал разминочный заход. «Жесткая нынче баня, –покачал он головой. – Ничего, я тренировался, я знаю, как надо терпеть...»

Финальную шестерку, как и в прошлом году, составили пятеро финнов и россиянин Ладыженский. Ажиотаж, как всегда, к финалу достигает высшей точки. Болельщики неистовствуют.

Надо иметь в виду, что для финалистов это четвертый заход, а каждый предыдущий, как правило, не проходит бесследно: у каждого где-то ожоги.

Четверо быстро повыскакивали, остались Владимир Ладыженский и Тимо Кауконен. Ну что ему стоило, как и два года назад, сказать: «Здоровье дороже». Нет, видимо, любимец публики не мог на глазах земляков уступить русскому. Но и тот тоже уперся.

«На табло было где-то 6.40, когда у обоих изо рта пошла не то пена, не то слизь какая-то, и только тогда судьи, наконец, поняли, что пора принимать меры, – рассказал Сергей. – Сначала они вынесли Тимо, потом Владимира. Оба в бессознательном состоянии. Картина была жуткая – они фактически сварились заживо... Я пересмотрел десятки сообщений, почти везде пишут, что обоих увезли в больницу, и там Ладыженский скончался. Нет, смерть зафиксирована тут же, у порога парилки-убийцы... Состояние Тимо крайне тяжелое, его доставили в Лахти. Я уже из дома звонил приятелю в Хельсинки, он сказал, что Тимо на вертолете перевезли в Хельсинки, но врачи ничего не обещают – 70 процентов ожогов. Да и внутри наверняка все сожжено...»

Вот чем обернулась безобидная, как представлялось когда-то, затея. Нет, такая баня нам не нужна.

Rus.postimees.ee, 10.08.2010

P.S. Это был последний чемпионат мира по банному спорта в Хейнола.