«Вина моя в том, что я священник...»
Палачи заставили людей, приговоренных без суда к смерти, самим рыть мерзлую землю – общую могилу себе. Вырыли, встали, повинуясь приказу, на краю. Раздался ружейный залп...
Так 26 декабря 1918 года на окраине Везенберга, как тогда назывался Раквере, приняли мученическую смерть восемьдесят местных жителей, чем-то не угодивших новой власти.
Зная, что среди расстрелянных был и один православный священник, здешние прихожане позже извлекли из земли его тело и похоронили по-человечески на городском кладбище. И надпись на кресте нанесли: «Протоиерей Сергий Флоринский».
Список в журнале
Палачами теми были большевики. Коммунисты, значит. Но история распорядилась так, что именно благодаря журналу «Коммунист» свыше семидесяти лет спустя удалось вырвать из забвения имя Сергия Флоринского. В одном из номеров журнала за 1991 год были опубликованы списки людей, уничтоженных большевиками в послереволюционные годы. Протоиерей Сергей Иванников и обнаружил на журнальной странице, просматривая списки, имя Сергия Флоринского. И передал журнал нарвскому священнику Владиславу Кумышу, филологу по образованию, имеющему склонность к историческим изысканиям. (Приняв монашество, он пребывает теперь в Александро-Невской Лавре и зовется отцом Нестором.)
Летом 2000 года настоятель раквереского православного храма Пресвятой Богородицы Александр Лебедев, ничего об этом не зная, проводил службу панихиды в Троицкую родительскую субботу на центральном городском кладбище и обнаружил могилу с крестом, на котором было написано: «Протоиерей Сергий Флоринский». Имена всех остальных покоящихся здесь священников ему были известны, а это – нет. Ясно было одно: судя по старой орфографии, служил в этих местах протоиерей давно.
Кто он такой? Прихожане ничего о нем не знали. Не значилось это имя и среди настоятелей местного православного храма, история которого берет начало в 1839 году. Отец Александр рассказал об этом митрополиту Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию. Тот тоже заинтересовался.
Между тем священник Владислав Кумыш все эти годы работал в архивах и выяснил в подробностях жизненный путь Сергия Флоринского.
И в атаку ходили
Родился он в Суздале 4 марта 1873 года в семье священника. Окончил семинарию, учительствовал, а в 1900 году был зачислен на вакансию священника в церковь 151-го пехотного Пятигорского полка. С началом русско-японской войны 1904-1905 годов отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год провел в действующей армии.
Когда в 1814 году началась Первая мировая война, отец Сергий вместе со своим полком отправился на передовую. Обязанности полкового священника не ограничивались богослужениями и беседами. Они и в атаку часто ходили вместе с солдатами, подпоясав рясы. Только вместо оружия у них в руках был Святой Крест. В те годы 1088 священников были награждены орденами. Нескольких боевых наград удостоился и отец Сергий Флоринский.
После Февральской революции 1917 года положение военного духовенства стало очень трудным. Все больше появлялось вокруг людей, которые относились к военным священникам с пренебрежением, кощунственно. Это вызывало чувство опустошенности. Причем опасность смерти исходила не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. Не был исключением и полк, где служил Сергий Флоринский. В июне 1917 года отца Сергия перевели в 29-й полевой госпиталь, который в это время располагался в Эстляндии, в Везенберге, в здании городской гостиницы.
В госпитале отец Сергий своими качествами пастыря и человека быстро покорил сердца всех сотрудников. Но через полгода, уже после свершившейся Октябрьской революции, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства. Однако коллектив госпиталя не мыслил существования без полюбившегося всем отца Сергия. Госпитальный комитет позволил себе воспротивиться постановлению новой власти и принял решение оставить Сергия Флоринского на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».
С восточной стороны
Но недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. Русская армия быстро распадалась и в феврале 1918 года Эстляндия была оккупирована германскими войсками. Еще через месяц, 22 марта, госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался без средств к существованию. К тому же новое правительство, взявшее под контроль все православное духовенство Прибалтики, не давало разрешения отцу Сергию на выезд даже и после того, как надзор с него был снят.
Вскоре власть опять поменялась – ее захватила Эстляндская трудовая коммуна. И 19 декабря 1918 года отец Сергий был арестован как представитель реакционного режима в числе многих других жителей Везенберга из самых разных слоев общества.
По «делу Сергия Флоринского» состоялся лишь один краткий допрос. Сохранился его протокол, для которого понадобилась одна страница рукописного текста. На ней – слова отца Сергия: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь».
Мог ли он сохранить себе жизнь? Возможно, если бы отрекся от веры, от того, чему служил всю жизнь. Но Сергий Флоринский этого не сделал. И 26 декабря было вынесено постановление о расстреле. Приговор приведен в исполнение в лесу Палермо на окраине города, где теперь установлен памятный знак всем расстрелянным в то время.
После ухода большевиков все эти люди были перезахоронены. Сергий Флоринский – на городском кладбище с восточной стороны от православной часовни, где похоронены настоятели местного православного храма.
Помолиться, помолчать
В июле 2002 года Святейший Синод Русской Православной Церкви причислил протоиерея Сергия Флоринского к лику святых.
В сентябре того же года отец Александр встретился в Санкт-Петербурге с профессором истории местного университета Михаилом Флоринским, 50-летним внуком Сергия Флоринского ( его адрес и телефон разыскал все тот же Владислав Кумыш), чтобы заручиться письменным согласием на вскрытие могилы родственника. О судьбе дедушки, как выяснилось, Михаил Федорович ничего не знал.
Год спустя, утром 2 июля 2003 года, у могилы Серия Флоринского собрались отец Александр и священники из других православных церквей Эстонии, а также старший научный сотрудник Института общей истории Российской академии наук археолог Сергей Беляев. Присутствовал и представитель Раквереской городской управы.
В 9.45 после молебна по благословению митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия начались работы по поднятию мощей протоиерея Сергия Флоринского.
– Работы продвигались медленно, так как очень мешали густо разросшиеся корни деревьев, – рассказывает отец Александр. – К тому же мы опасались, что над захоронением священномученика могут оказаться другие захоронения. Но опасения эти, к счастью, не оправдались.
В 11.40 в земле, вынутой из могилы, обнаружилась крупная щепа от гроба со следами украшения. Стали копать еще осторожнее, чтобы не повредить гроб. До его верхней части добрались в 13 часов, после чего стали обкапывать его по бокам.
В 14.30 за дело взялся археолог Сергей Беляев. Он спустился в могилу и стал осторожно снимать грунт с поверхности гроба. Ему помогали трое священников. В 15.15 обнаружилось изображение херувима на крышке гроба. А около 16 часов глазам присутствующих открылась рука священномученика с крестом. Затем – голова, верхняя часть тела. Сохранилась плоть – по законам православной церкви признак того, что почивший был угоден Богу. На лице – неясного происхождения след. Возможно, последствие удара прикладом винтовки. В области груди – пулевое, очевидно, отверстие...
Было ясно, что ни каких дополнительных экспертиз не понадобится: это мощи протоиерея Серия Флоринского.
В 17.30 мощи были подняты на поверхность, а в 18.35 их доставили в храм Пресвятой Богородицы. Так прошел этот день – 2 июля 2003 года. День обретения святых мощей священномученика Сергия Флоринского. Потом уже в самом храме были продолжены работы по приведению мощей в надлежащий вид. Позже в храм была передана и икона Сергия Флоринского, которую написала таллиннская художница Елена Савкина.
В субботу (13.09.2003) здесь было многолюдно. Состоялся крестный ход около 800 православных людей, съехавшихся со всей Эстонии. Они праздновали обретение мощей священномученика Сергия Флоринского. И в другие дни каждый может постоять возле святых мощей и иконы Серия Флоринского. Помолиться или просто помолчать.
«День за Днем», 19.09.2003