Просмотров: 14

БАМ остался в душе навсегда

,

50 лет назад на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился отряд «Комсомолец Эстонии».

Работа в диких районах Сибири оставила такой глубокий след в памяти людей, что этот период не мог остаться просто строчкой трудовой биографии. Вот почему бывшие члены отряда периодически встречаются, чтобы вспомнить те незабываемые дни. В конце мая 2025 года состоялась очередная встреча – по случаю 50-летия отбытия отряда на «стройку века».

4287 километров

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, общая протяженность которой составляет 4287 километров, пролегающая в нескольких сотнях километров севернее Транссибирской магистрали по районам Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеет давнюю историю. Однако все попытки проложить в этих местах железную дорогу, предпринимавшиеся в первой половине  двадцатого века, по разным причинам не удавалось осуществить до конца.

В 1974 году правительство СССР решило вернуться к этой идее. И на этот раз задуманное ценой колоссального труда тысяч людей и огромных материальных затрат удалось реализовать.

Стройка была поистине всенародной, участвовали представители всех союзных республик. Через год после начала строительства БАМа подключилась и Эстония в лице отряда «Комсомолец Эстонии».

Люди занимались мирным трудом, но в таких сложных условиях, что не случайно коллектив назывался по-военному отрядом, а его члены  именовались бойцами. Достаточно сказать, что почти тысяча километров дороги проходит по районам вечной мерзлоты, а температура воздуха в тех краях колеблется от 61 градуса ниже нуля зимой до 43 градусов выше нуля летом.

Сотня юных бойцов

Численность отряда «Комсомолец Эстонии», в который вошли жители почти всех эстонских городов, – сто человек:  такой лимит был спущен из Москвы. Точнее, в окончательном списке, утвержденном в республиканском ЦК комсомола, был 101 человек.

Формированием отряда занимался в основном сотрудник отдела рабочей и сельской молодежи ЦК Валерий Иванов, ответственный за сектор комсомольских ударных строек. 

Впрочем, не эти сто человек были первопроходцами из Эстонии на БАМе. По словам Валерия Иванова, годом раньше, когда начиналось строительство, в состав всесоюзного отряда попали десять человек из Эстонии.

Не обошлось без инцидента. Двое из них, не выдержав трудностей, решили вернуться домой. Но из тех диких мест так просто не уедешь. Они изготовили плот и сплавились на нем по реке, близ которой дислоцировались, впадающей в полноводную Лену. По ней добрались до первого населенного пункта...

«Мы получили серьезный втык из Москвы, поэтому отбор в отряд «Комсомолец Эстонии» производился весьма тщательно, – рассказал Иванов. – Требовались характеристики с места работы и от комсомольских организаций. Многим рекомендовалось сначала проверить себя на республиканских ударных комсомольских стройках. В частности, будущий командир отряда Энн Лейссон трудился на строительстве мясокомбината в Выхма Вильяндиского района».

У каждого члена отряда – своя история, своя мотивация отправиться куда-то за тысячи километров в неизвестность.

Самые возрастные члены отряда «Комсомолец Эстонии» – 36-летние Яан Вирит из Силламяэ и Александр Коршунов из Таллинна. Самый молодой – Валерий Хаккинен из Таллинна, которому 18 лет – минимально допустимый возраст – исполнилось в пути на БАМ. Средний возраст членов отряда – 22 года.

Оставить налаженную, стабильную жизнь в Эстонии и уехать за тридевять земель решились и молодые супружеские пары: Олег и Валентина Любезновы из Кохтла-Ярве, Виктор и Валентина Соосары из Тарту.

Клятва у Вечного огня

В день отъезда из Таллинна отряд собрался у памятника Воину-освободителю на площади Тынисмяги.

Далее – цитата:

«23 мая 1975 г. Сегодня дождь. Такой, какой бывает, наверное, только в Эстонии – мельчайшая водяная пыль. Упрямый язычок Вечного огня склоняется, трепещет под ветром и вновь победно выпрямляется, радуя глаз  чистотой и яркостью цвета. Мы стоим перед памятником павшим в боях за освобождение Таллинна.

Яркими гроздьями рдеют цветы.

– Как честь свою, берегите честь республиканской комсомольской организации, – звучат слова напутствия Индрека Тооме, первого секретаря ЦК комсомола Эстонии.

Слова торжественные, проникновенные... Герои войны и мирного труда заверяют нам путевку на строительную площадку № 1 Советского Союза – Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль. Девушка из Тарту от имени всех бойцов отряда произносит слова клятвы...»

Так писал в своем дневнике командир отряда «Комсомолец Эстонии» Энн Лейссон. Это первые строки, а вел он свой «Дневник командира» в течение нескольких лет. Эстонские газеты частично его публиковали.  

В 1980-е годы, во время перестройки и эстонской «поющей революции» Энн Лейссон посвятит себя политике: будет депутатом Верховного Совета ЭССР и членом Конгресса Эстонии  –  альтернативного органа власти, более смело, чем официальные органы, выступавшего за независимость Эстонии на основе правопреемственности по отношению к Эстонской Республике, провозглашенной в 1918 году.

Но это будет позже, а пока Энн Лейссон и его товарищи готовились включиться в ритм   всесоюзной грандиозной стройки на участке, который был им поручен.  

На западном участке

В пути случилась неожиданность. Перед Красноярском, где была вторая пересадка (первая в Москве), в вагоне появился Март Рейтла – юноша, который просился в отряд, но его не взяли, так как 18 лет ему исполнялось только в сентябре. Когда исполнится, сказали ему, тогда и приходи.  

Так что юноша придумал? Поехал самостоятельно, и когда до конечного пункта оставалось по сибирским меркам всего ничего, появился: мол, неужели выгоните? Пришлось взять. Таким образом, на место прибыли из Эстонии 102 человека.  

От конечной железнодорожной станции был еще долгий путь на машинах и самолетах Ан-2 к месту дислокации – посёлок Уоян, что на севере автономной республики Бурятии. Это западный участок БАМа.

Вопреки обещаниям, жилых помещений на месте не оказалось. Поэтому пришлось строить самим, а пока обитать в палатках. К зиме все жили уже в стационарных домиках.

Основная задача «Комсомольца Эстонии» была – строить мосты через реки, а их в этих краях много. Как временные деревянные, так  капитальные.

Официальным днем начала работы можно считать 5 июня 1975 года, когда эстонский отряд был включен в состав мостоотряда-53 треста «Мостострой».  И всегда представители Эстонии были на хорошем счету. Подтверждение тому – трудовые награды, которыми были удостоены бойцы отряда.

Конечно, постоянно поддерживалась связь с Эстонией. Руководители отряда время от времени приезжали в Таллинн и рассказывали о своей работе в Сибири. Журналисты, в свою очередь, приезжали в расположение эстонского отряда и писали серии репортажей.

Или такая, например, связь. Бамовская бригада  Александра Руденко, отличавшаяся ударным трудом, и передовая комплексная бригада Станислава Гука из треста «Таллиннстрой» заключили договор о постоянном соревновании. Это была инициатива секретаря комитета комсомола «Таллиннстроя» Валерия Бойцова, который решил, что молодежь их предприятия тоже должна быть причастна к грандиозной стройке хотя бы в такой форме.

Впрочем, представители «Таллиннстроя» в 1980-е годы тоже трудились на БАМе: там же, на севере Бурятии, строили станцию Кичера, которую проектировали эстонские же специалисты. Но это уже другая история.

Дружба и любовь

Конечно, много трудностей ожидало бойцов «Комсомольца Эстонии» на БАМе. Природа в тех краях красивая, но суровая. Иногда беспощадная. Когда, например, глыба льда, несомая весенней рекой, снесла почти построенный мост, и весь труд пошел прахом...

Пришлось все начинать сначала. Это, впрочем, лишь эпизод.

Разумеется, не работой единой жил коллектив. Оставалось время и на отдых – спорт, художественная самодеятельность, душевные вечера в так называемых кафе под открытым небом «Комарик» и «Дымок».

Создавались семьи, рождались дети. Командир отряда Энн Лейссон женился на местной журналистке Ольге. Владимир Бауэр из Нарвы и тоже местная девушка Татьяна – еще одна рожденная на БАМе семья. Лет десять они там жили, а потом приехали в Эстонию и по сей день живут в любви и согласии.

В тот же район, где дислоцировался «Комсомолец Эстонии», чуть позже прибыл литовский отряд. Тогда зародилась не только дружба между ребятами двух отрядов, сохранившаяся по сей день, но и эстонско-литовские семейные союзы: несколько парней из эстонского отряда женились на девушках из Литвы. В том числе комиссар «Комсомольца Эстонии» Геннадий Трофимов, до БАМа старший инженер в таллиннском тресте «Оргстрой», владевший и несколькими рабочими строительными специальностями. Геннадий – одна из самых ярких личностей в эстонском отряде, отличавшийся неиссякаемой энергией и добротой, всегда готовый всем прийти на помощь. Его супругой стала Ирэна из отряда «Комсомолец Литвы», до БАМа работавшая библиотекарем в сельском районе и русским языком, по ее словам, владевшая очень плохо. На БАМе язык освоила.

«Пока мы живы...»

По договору «Комсомолец Эстонии» должен был отработать на БАМе один год. Но если поехали туда все вместе, то возвращались кто когда. Многие трудились намного дольше договорного срока. Некоторые вовсе остались в полюбившемся крае на постоянное жительство.

В любом случае часть жизни, связанная с БАМом, оставила глубокий след у каждого. Естественным образом когда-то сложилась традиция время от времени встречаться и вспоминать, вспоминать...

«Пока мы живы, будем собираться каждые пять лет. Эти встречи важны не только для нас, но и для наших подросших детей. Пусть видят и знают, как все это было, чем и как мы жили, какие у нас были ценности», – так сказал когда-то своим товарищам инициатор и организатор этих встреч комиссар и душа «Комсомольца Эстонии» Геннадий Трофимов.

Полвека – большой срок. Ряды бойцов «Комсомольца Эстонии» поредели.  Нет и Геннадия Трофимова, и нынешнюю встречу организовала его супруга Ирэна. Пришли и родившиеся на БАМе дети, теперь уже взрослые люди, сами родители.

Как обычно, приехали и литовские друзья. Дружба, зарожденная и закаленная БАМом, по-прежнему крепка и трогательна.

Tribuna.ee,  02.06.2025